Давыдов Василий Васильевич

ДАВЫДОВ Василий Васильевич (31.8.1930, Москва - 19.3.1998, Когалым Тюменской области), российский психолог и педагог, академик (1978) и вице-президент (1989) РАО, почётный член Национальной академии образования США (1982). Окончил МГУ (1953). С 1956 в НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР (профессор с 1973, директор в 1974-83, 1991-92).

Опираясь на культурно-историческую психологию Л. С. Выготского, дал логико-психологическое обоснование теории развивающего обучения. Рассматривал развитие как происходящее в контексте двух типов отношений: ребёнок - предмет - взрослый (отношение ребёнок - взрослый опосредствовано предметом) и ребёнок - взрослый - предмет (отношение ребёнок - предмет опосредствовано взрослым). В результате многолетних экспериментальных исследований (с 1959, совместно с Д. Б. Элькониным) выявил условия организации развивающего обучения, направленного на формирование теоретического, понятийного мышления, принципиально отличающегося от обыденного, «житейского» мышления по типу своих обобщений.

На основе своей теории учебной деятельности разработал и опробовал на практике диагностические методики определения уровня развития теоретического мышления и педагогические методы развивающего обучения, на базе которых был построен ряд учебных программ по общеобразовательным предметам. Главный редактор Российской педагогической энциклопедии (т. 1-2, 1993-99).

Соч.: Виды обобщения в обучении. М., 1972; О понятии личности в современной психологии // Психологический журнал. 1988. № 4; Научное обеспечение образования в свете нового педагогического мышления // Новое педагогическое мышление. М., 1989; Теория развивающего обучения. М., 1996; Проблемы развивающего обучения. 2-е изд. М., 2004.