Давид (второй царь Израиля)

ДАВИД (еврейский דוד) (конец 11 - 1-я половина 10 века до нашей эры), второй царь Израиля (около 1010-970 до нашей эры), военачальник, пророк.

История жизни и царствования Давида изложена в Библии в 1-й (16:1-30:31), 2-й (1:1-2:11), 3-й (1:1-2:11) Книгах Царств, а также в 1-й Книге Паралипоменон (10:14-23:1). Согласно традиции, Давид происходил из Вифлеема, из рода Иессея Вифлеемлянина, был младшим сыном в роду; царствовал 40 лет: 7 лет и 6 месяцев был царём Иудейского царства (со столицей в Хевроне), затем 33 года - царём Израильско-Иудейского царства (со столицей в Иерусалиме) (2 Цар. 5:5; 3 Цар. 2:11).

Давид Библейское повествование о Давиде можно разделить на 2 части: рассказ о возвышении Давида (1 Цар. 16 - 2 Цар. 5:10) и о царствовании Давида над Израилем (2 Цар. 5:11 - 3 Цар. 2:11). Согласно библейскому тексту, Давид был «белокур (буквально - "рыжий"), с красивыми глазами и приятным лицом» (1 Цар. 16:12), «...храбрый и воинственный, и разумный в речах и видный собой, и Господь с ним» (1 Цар. 16:18). Будучи младшим из братьев, Давид пас семейный скот, проявляя незаурядную силу и смелость (1 Цар. 17, 34-35). Ещё в детстве Давид был помазан на царство пророком Самуилом (1 Цар. 16, 13-14). В совершенстве овладев игрой на киноре (гуслях), Давид благодаря своему умению оказался при дворе царя Саула (1 Цар. 16:21, 23), когда Саул приказал отыскать человека, способного успокоить его искусной игрой на киноре. Согласно другой библейской версии, Давид оказался в царском стане при Сокхофе, куда по поручению отца он отправился для отыскания провианта 3 своим старшим братьям, находившимся в ополчении израильтян (1 Цар. 17, 13-21). Здесь, разгневанный словами филистимлянского воина-богатыря Голиафа, «поносившего воинство Бога живого» (1 Цар. 17:26) в своём вызове на единоборство, Давид высказал Саулу готовность сразиться с филистимлянским богатырём. Применив военную хитрость (отвлекающий манёвр и последовавший затем бросок из пращи), Давид победил Голиафа (1 Цар. 17:49), что предопределило исход всего сражения. В 18-й главе 1 Книги Царств описано восхождение Давида к славе при царском дворе Саула, апогеем которой становится женитьба Давида на дочери Саула Мелхоле (1 Цар. 18:27). Однако вскоре Саул начал опасаться, что Давид сместит с трона его сына Ионафана, и воздвиг гонение на Давида. В 1 Цар. 19-2 Цар. 1 подробно изложена полная драматизма история изгнания Давида, его преследований, скитаний, сражений, увенчавшихся воцарением Давида в Иудее (2 Цар. 2:4) после смерти Саула. В первый же год царствования Давид завоёвывает Иерусалим, переводит туда столицу, подчиняет племя иевусеев, что служит важным шагом на пути создания единого государства (объединения наделов Иудиных и северных колен) (2 Цар. 5:4-10). В последующих главах 2 Книги Царств описываются административные, строительные, военные, культовые свершения Давида, среди последних главным было перенесение в Иерусалим ковчега и устроение скинии (2 Цар. 6, 1-17), что послужило становлению Иерусалима как главного культового центра Израиля. Наконец, значительное внимание уделено в библейском повествовании (2, 3 Цар.) домостроительству царского дома Давидова.

Реклама

В историческом сознании еврейского народа Давид - пример идеального правителя, основатель прочной династии, из рода которого произойдёт Мессия. В новозаветной традиции он является одним из ключевых звеньев родословия Иисуса (Мф. 1:1-17; Лк. 3:23-38). Новый Завет видит в Давиде пророка, от «плода чресл» которого, по обетованию Божию, воздвигнут Христос во плоти и посажен на престоле его (Деян. 2:29-30), героя веры (Евр. 11:32-33), «мужа по сердцу» Божиему (Деян. 13:22 и след.). В библейской ветхозаветной традиции Давиду приписывается составление значительного числа псалмов (псалмы Давида).

Согласно Библии (3-я Цар. 2:10), Давид был погребён в «городе Давидовом» - Иерусалиме. В народных преданиях в разное время указывалось различное местонахождение его гробницы. Ныне местом погребения Давида в народе принято считать гору Сион.

Иконография. Древнейшие росписи, представляющие историю Давида, сохранились в синагоге Дура-Европос. В раннехристианском искусстве Давид изображался юным, в эксомисе (дорическом хитоне, оставлявшем обнажённым правое плечо). В средние века сформировались 2 типа изображения Давида: юноша в короткой тунике и плаще (пастух - победитель Голиафа) и зрелый муж или старец, часто в царских одеждах (царь, псалмопевец, пророк). Атрибуты Давида в живописи византийского круга - венец-корона, свиток; в западноевропейской живописи - также пастушеский посох, праща, музыкальные инструменты, меч, скипетр, голова Голиафа, книга. В византийском и древнерусском искусстве Давид среди других пророков предстоит Богоматери (икона «Богоматерь Кикиотисса с пророками», 11-12 века, монастырь Святой Екатерины на Синае). В пророческом ряду русского высокого иконостаса Давид изображался справа или слева от центральной иконы.

Давид В  восточном и западном средневековом искусстве изображения Давида (музицирующего или пляшущего) были широко распространены в скульптуре (фасады Покрова на Перли церкви, 1165, и Дмитриевского собора во Владимире, 1191 или 1194-97; капители из соборов Нотр-Дам в Шартре, начало 13 века; Нотр-Дам в Реймсе, 13 век, и др.), во фресках и мозаиках (кафоликон монастырь Дафни, Греция, конец 11 века; Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря, Псков, середина 12 века). В книжной миниатюре развёрнутые циклы с историей Давида встречаются в иллюстрированных псалтирях (Парижская Псалтирь, 1-я половина 10 века, Национальная библиотека, Париж). Фигура Давида с 10 века появляется в композициях «Воскресение Христово» в числе праведников, исходящих из ада. Не позднее 12 века возникла композиция «Древо Иессеево» - родословное древо Христа, куда включён и Давид.

В искусстве Нового времени популярностью пользовался образ Давида - победителя Голиафа. Чаще всего изображали исход поединка: Давид с отрубленной головой Голиафа (Донателло, 1430-40-е годы, Национальный музей Барджелло, Флоренция); Давид заносит меч над поверженным врагом (П. П. Рубенс, около 1616, музей Н. Саймона, Пасадина, Калифорния); Давид молится после победы (Тициан, 1540-е годы, церковь Санта-Мария-делла-Салуте, Венеция), Давид празднует победу («Триумф Давида» Н. Пуссена, около 1630, Прадо, Мадрид). Реже Давид изображался перед схваткой, с пращой, заброшенной на плечо (Микеланджело, 1504, Галерея Академии Художеств, Флоренция), в момент броска (Дж. Л. Бернини, 1623, Галерея и музей Боргезе, Рим). Среди других сюжетов: «Давид и Вирсавия» (Л. Кранах Старший, 1526, Государственные музеи, Берлин), «Давид и Ионафан» (Дж. Б. Чима да Конельяно, 1505-1510, Национальная галерея, Лондон), «Встреча Давида с Авигеей» (П. П. Рубенс, около 1630, Национальная галерея искусств, Вашингтон), «Давид отказывается убить спящего Саула» (Ф. П. Толстой, 1806, ГРМ, Санкт-Петербург). Наиболее полно история Давида отражена в творчестве Рембрандта. К образу Давида обращались и художники середины 19-20 века: Э. Дега («Битва Давида с Голиафом», 1857, музей Фицуильяма, Кембридж), Ж. Липшиц («Давид и Голиаф на колонне», 1933, галерея Тейт, Лондон) и др.

Лит.: Sieger Н. David rex et propheta. Nürnberg, 1961.

И. Л. Бусева-Давыдова (иконография).