Дарио Рубен

Дарио (Dario) РубенДАРИО (Dario) Рубен (псевдоним; настоящие имя и фамилия Феликс Гарсия Сармьенто, Garcia Sarmiento) (18.1.1867, Метапа, ныне Сьюдад-Дарио - 6.2.1916, Леон), никарагуанский поэт, писатель, журналист, дипломат. Систематического образования не получил (учился в частных школах, в училище иезуитов). С 11 лет сочинял стихи в духе В. Гюго, печатался в прессе (с 1879).

В 1882 году, после прочтения в Национальном конгрессе поэмы «Книга» («El Libro»), Дарио получил правительственную стипендию, но отказался от поступления в Никарагуанский институт. Первый опубликованный поэтический сборник «Эпистолы и стихи. Первые записи» («Epistolas у poemas. Primeras notas», 1885) отразил разнообразные влияния - испанского барокко, креольской лирической традиции, массовой литературы, а также романтизма, с которым Дарио роднила трактовка образа поэта как посредника между миром людей и сферой высшей красоты. В 1886 Дарио уехал в Чили, где пробовал себя в разных профессиях, сотрудничал с газетами, выпустил сборники стихов «Рифы» («Abrojos», 1887), сочетающий традиции романтизма и барокко, и «Рифмы» («Rimas», оба 1887) - цикл любовной поэзии. Мировую известность получила книга стихов «Лазурь» («Azul», 1888), отмеченная сильным влиянием французского «Парнаса» и смелыми экспериментами с ритмом и музыкальностью слова. В 1893-98 Дарио - консул Колумбии в Аргентине, где печатался в прессе, пропагандируя французскую и латиноамериканскую культуру. Славу Дарио упрочил сборник эссе о современных писателях «Выдающиеся» («Los raros», 1893), а также книга стихов «Языческие псалмы» («Prosas profanas», 1896), в предисловии к которой Дарио изложил основные принципы латиноамериканского модернизма, признанным главой которого он считался до конца жизни; абсолютизация творчества, противопоставление красоты и искусства реальному миру, осмысление действительности в символической форме. В 1898-1914 Дарио жил в Европе (Мадрид, Париж). Поиском корней, индивидуальности латиноамериканских народов ознаменован сборник «Песни жизни и надежды» («Cantos de la vida у esperanza», 1905). В творчестве Дарио накануне 1-й мировой войны на первый план вышли социальные мотивы, пессимизм, ощущение бытия как трагедии: сборники «Бродячая песнь» («El canto errante», 1907), «Осенняя поэма» («El poema del otono», 1910), «Песнь Аргентине» («Canto а la Argentina», 1910). Влияние Дарио на развитие испано-американской поэзии велико, его творчество пользовалось огромной популярностью и вызвало к жизни многочисленные произведения продолжателей-эпигонов (так называемые рубендаристы).

Реклама

Соч.: Obras complétas. Madrid, 1950-1955. Vol. 1-5; Лирика. М., 1967; Избранное. М., 1981.

Лит.: Rama А. R. Dario у el modernismo. Caracas, 1985; Salinas Р. La poesia de R. Dario. Madrid, 1998; Pedro V. de. Vida de R. Dario. Managua, 1999; Guido D. R. Dario: «soy un enfermo...». Managua, 2005.   

Л. Г. Хорева.