Бозар

Бозар БОЗАР (от французского beaux arts - изящные искусства), система академического образования и стиль в архитектуре 19 - начала 20 века. Название происходит от Школы изящных искусств в Париже (École des Beaux-Arts, открыта в 1819 году; ведущие педагоги рубежа 19-20 века: А. П. Нено, Ж. Л. Паскаль, Ж. А. Гаде). Главные центры - Франция и США. Стиль Бозара наиболее ярко проявился в архитектуре общественных зданий, для которых характерны колоссальный ордер, сдвоенные колонны, декорация в высоком рельефе, статуи, подчёркивающие линию кровли, и др. Среди произведений: Ратуша в Туре (1897-1904, архитектор В. Лалу), Большой центральный вокзал в Нью-Йорке (1903-13), главный павильоны Всемирных выставок в Чикаго (1893) и Париже (1900). В занятиях по системе Бозара большое значение придавалось композиции, в том числе рисунку плана, выражению «характера» здания в архитектурных формах, эффекту светотени.

Лит.: Guadet J.А. Eléments et théorie de l’architecture. Р., 1909; The architecture of the École des Beaux-Arts. N. Y., 1977; Egbert D. D. The beaux-arts tradition in French architecture. Princeton, 1980; Beaux-arts and nineteenth-century French architecture. L., 1982; Harmon R. В. Beaux arts classicism in American architecture: а brief style guide. Monticello, 1983.

А. Н. Шукурова.