Берлинские кризисы

БЕРЛИНСКИЕ КРИЗИСЫ, международно-политические кризисы периода «холодной войны», вызванные противоборством СССР и западных держав в германском вопросе. Причиной берлинского кризиса 1948-49 годов являлся отход США, Великобритании и Франции от выполнения решений Берлинской (Потсдамской) конференции 1945 года о сохранении политической и экономической целостности Германии. На сепаратном Лондонском совещании (23.2-1.6.1948) западные державы приняли план поэтапного создания западногерманского государства, его включения в Маршалла план и интеграции в западный блок. Первым шагом на пути реализации этого плана стала начатая 20.6.1948 американскими, британскими и французскими оккупационными властями денежная реформа, призванная обеспечить экономическое обособление их зон от советской зоны оккупации Германии (СЗО). Распространение реформы на западные секторы Берлина, являвшиеся в экономическом отношении частью СЗО, и неизбежный в этих условиях наплыв в Восточную Германию денежных знаков, выведенных из употребления в западных зонах, грозили подорвать экономику СЗО. Предложение СССР об особом урегулировании для Западного Берлина западные державы отклонили. В ответ советская сторона 22 июня объявила о проведении денежной реформы в СЗО и Большом Берлине. Западные державы отказались признать марку советской зоны в качестве денежной единицы Западного Берлина. Стремясь заставить западные державы вернуться за стол переговоров, СССР с 24 июня ввёл запрет на перемещение товаров из западных зон оккупации в Западный Берлин (воздушное сообщение не ограничивалось). Одновременно советская сторона заявила о готовности полностью обеспечить Западный Берлин продовольственными и иными товарами из СЗО. Меры, принятые СССР, сепаратистские силы использовали как повод для углубления раскола Германии. Западные оккупационные власти прекратили межзональную торговлю, торговлю западных секторов Берлина с СЗО и тем самым изолировались от неё экономически. США и Великобритания организовали «воздушный мост» между западными зонами оккупации и Западным Берлином с целью обеспечить «выживание» последнего в условиях «советской блокады». (По «воздушному мосту», который обслуживался в том числе советскими военными авиадиспетчерами, в Западный Берлин в день доставлялось 3-4 тысяч тонн продовольствия, при потребности в 25 тысяч т; жители Западного Берлина имели возможность беспрепятственно приобретать продукты и товары в СЗО и Восточном Берлине; свыше 100 тысяч западноберлинцев получали продовольствие по карточкам советской зоны.) Под прикрытием пропагандистской кампании, развёрнутой западными державами вокруг «воздушного моста», продолжалась активная работа по созданию западногерманского государства. В феврале 1949 года, завершив основные мероприятия по подготовке к провозглашению Федеративной Республики Германии, западные державы согласились на переговоры по урегулированию положения в Берлине. 4.5.1949 в Нью-Йорке представители США и СССР достигли договорённости об отмене с 12 мая ограничений на сообщение и торговлю между западными зонами оккупации и Западным Берлином и о восстановлении межзонального товарооборота; на 23 мая назначалась сессия Совета министров иностранных дел (СМИД) в Париже для рассмотрения германского вопроса. Тем самым под Берлинским кризисом 1948-49 годов была подведена черта. В день открытия сессии СМИД западные державы объявили о вступлении в силу Основного закона ФРГ; раскол Германии стал свершившимся фактом.

Реклама

Берлинский кризис 1958-63 годов был вызван нарастанием международной напряжённости в связи с принятым в декабре 1957 года решением Совета НАТО о размещении американских ядерных ракет в Европе, в том числе на территории ФРГ, решением парламента ФРГ (март 1958 года) об атомном вооружении западногерманской армии и активизацией в ФРГ и НАТО кругов, готовых добиваться решения германского вопроса путём ликвидации Германской Демократической Республики. В этих условиях правительство СССР сочло необходимым активизировать усилия по заключению мирного договора с Германией и урегулированию ситуации вокруг Западного Берлина, фактически превратившегося в центр подрывной деятельности (как экономической, так и политической) против ГДР. Провокации с территории Западного Берлина, не отделённого от ГДР государственной границей, могли привести к серьёзному инциденту, в том числе военному. 27.11.1958 советское правительство направило правительствам США, Великобритании и Франции ноту с предложением в 6-месячный срок предоставить Западному Берлину статус демилитаризованного вольного города, то есть превратить его в самостоятельную политическую единицу, имеющую контролируемую и охраняемую границу.

10.1.1959 СССР представил проект мирного договора, который мог быть подписан ФРГ и ГДР либо их конфедерацией. Обсуждение советских предложений на совещании министрами иностранных дел СССР, США, Великобритании и Франции в Женеве (май - август 1959 года), при подготовке четырёхсторонней конференции на высшем уровне в Париже (май 1960 года), в ходе переговоров Н. С. Хрущёва с президентом США Дж. Кеннеди в Вене (июнь 1961 года) не принесло положительных результатов. 13.8. 1961 по рекомендации совещания секретарей коммунистических и рабочих партий стран Варшавского договора (3-5.8.1961) правительство ГДР в одностороннем порядке ввело режим государственной границы в отношении Западного Берлина и приступило к установке пограничных заграждений (смотри Берлинская стена). Попытки стран НАТО (прежде всего США), приведших вооруженные силы в состояние боевой готовности и начавших выводить танковые подразделения на межзональную границу в Берлине, оказать давление на ГДР и СССР получили твёрдый отпор. Осенью 1961 года правительство США высказалось за возобновление диалога с СССР по урегулированию германского вопроса и положения в Берлине. В 1962 году в Нью-Йорке, Вашингтоне и Женеве состоялись встречи американских и советских представителей. Несмотря на сближение позиций сторон по ряду вопросов (признание необходимости оформления и закрепления существующих германских границ, уважения суверенитета ГДР, невооружения ГДР и ФРГ ядерным оружием, заключения соглашения о ненападении между НАТО и Организацией Варшавского договора), вопрос об изменении международно-правового статуса Западного Берлина и замене на его территории войск НАТО контингентами ООН, а также о подписании мирного договора с Германией решён не был. Советско-американский диалог способствовал, тем не менее, ослаблению военной напряжённости и преодолению Берлинского кризиса. На 6-м съезде СЕПГ в январе 1963 года Хрущёв заявил, что заключение германского мирного договора более не является срочной задачей советской внешней политики. 17.12.1963 правительство ГДР и органы гражданской власти Западного Берлина подписали первое «соглашение о пропусках», определившее для граждан ГДР и западноберлинцев порядок пересечения границы на территории Берлина. Окончательно ситуация была урегулирована Четырёхсторонним соглашением по Западному Берлину (3.9.1971).

Лит.: Филитов А. М. Германский вопрос: от раскола к объединению. М., 1993; Наринский М. М. Берлинский кризис 1948- 1949 годы // Вопросы истории холодной войны. Сб. статей. М., 2001; Очерки истории МИД России. 1802-2002. М., 2002. Т. 2; Системная история международных отношений, 1918-2003 / Под редакцией А. Д. Богатурова. М., 2003. Т. 3.

И. Ф. Максимычев.