Бедуины

БЕДУИНЫ (от арабский «бадави» - житель пустыни), неоседлое население арабских стран Азии и Египта (Машрик) и Северо-Западной Африки (Магриб). Говорят на диалектах арабского языка, отличающихся от диалектов оседлого населения. К бедуинам  относят кочевников пустыни, разводящих одногорбых верблюдов-дромедаров и живущих в шерстяных шатрах; полукочевников и полуоседлых в степях, долинах и горах, разводящих наряду с верблюдами коз и овец и сочетающих скотоводство с земледелием; а также часть оседлого населения, сохранившего память о своих предках-кочевниках. Несмотря на высокий престиж коневодства, оно играло меньшую роль в хозяйстве, чем верблюдоводство. Основная пища кочевников - свежее или кислое верблюжье молоко, пресные лепёшки, испечённые на металлической полусфере, финики. Хлеб, финики, изюм, рис, кофе и приправы покупают у оседлых. В путешествиях по пустыне могут несколько дней питаться поджаренными зёрнами ячменя или пшеницы. Полукочевники едят также хлебную кашу (айш, буквально - жизнь), мясо, козье и овечье молоко, которое квасят в бурдюках; из него сбивают масло (самн), которое хранят топлёным, делают творог, сушёный творог (курут), сухой сыр (джубна).

Реклама

Занимаются также собирательством (коренья, травы и плоды, трюфели, саранча, улитки), охотой на птиц (перепела, дикие голуби, дрофы, страусы), газелей, каменных козлов, косуль, ориксов (диких коров), онагров (диких ослов), волков, лис, диких котов, гиен, кроликов, сурков, барсуков, ящериц-варанов и т. д. Для охоты применяют специально обученных ловчих птиц, собак аравийской салукийской породы, дрессированных пантер. С переходом от луков со стрелами и гладкоствольных ружей к нарезному огнестрельному оружию ориксы, онагры, косули и страусы были практически уничтожены. Употребляют в пищу мясо ежей (иголки идут на амулеты для верблюдов), дикобразов, змей; несмотря на религиозные запреты - кабанов. Практикуют бортничество и пчеловодство, в прибрежных районах - рыболовство.

БедуиныХозяйственно-культурный тип бедуинов сложился у кочевников аравийских пустынь (смотри Аравитяне); впервые описан в Ветхом Завете, анналах ассирийских и нововавилонских царей 8-6 века до нашей эры. С распространением лучного верблюжьего седла в 3 веке нашей эры резко возросла управляемость верблюда как верхового животного, что облегчило набеги бедуинов на оседлых соседей. Бедуины участвовали в арабских завоеваниях и других исторических событиях вплоть до антитурецких восстаний во время 1-й мировой войны и более поздних антиколониальных выступлений. Любое ослабление центральной власти усиливает активность бедуинских племён. Племена разделяются на патрилинейные семейно-родственные группы. Родословию придаётся чрезвычайное значение. Во главе племени стоят вождь и военный предводитель (мукаддам, амид), знаток обычаев, третейский судья (хакам), поэт, в доисламский период - также жрец (кяхин).

Главное место в традиционной устной культуре занимает пение, чаще сольное, нередко сочетающееся с танцами. Наиболее распространённые инструменты - смычковый однострунный ребаб, различные мембранофоны, продольные флейты, парный язычковый мизмар. Среди основных жанров - песни погонщиков верблюдов (худа), трудовые, военные; при встречах представителей разных племён исполняются короткие песни (замиль), восхваляющие своё племя и поносящие врагов. Распространены танцы с оружием, иногда в сопровождении бубна. Эпос хилали (о походах в Северную Африку аравийского племени бану хилаль, главный герой - Абу Зейд аль-Хилали) представляет собой мелодекламации в сопровождении бубна или ребаба, исполняющиеся на закате. Известны женские похоронные плачи с танцем, колыбельные песни, свадебные женские песни, сопровождающие проводы невесты из родительского дома. Музыка бедуинов и городской формы арабской музыкальной  культуры испытывают взаимное влияние.

Бедуинская культура составила основу общеарабской культуры. В средние века сформировался амбивалентный образ бедуинов - хранителя чистого арабского языка и традиционных ценностей, с одной стороны, и лукавого простака - с другой. Процесс перехода бедуинов к оседлости сопровождается усилением их интереса к своему прошлому.

Лит.: Штайн Л. В черных шатрах бедуинов. М., 1981; Аравийская старина. М., 1983; Jabbur J. S. The Bedouins and the desert: aspects of nomadic life in the Arab East. Albany, 1995.

М. А. Родионов.