Бай

БАЙБАЙ (самоназвания: байцзы, байни - «белые люди»; до 1956 года китайское название - миньцзя, на языке лису - лэмо, на языке наси - нама), народ на юго-западе Китая. Численность 2,2 миллион человек (2005, оценка). Большая часть (85%) живёт в автономном округе Дали народности бай (основан в 1956), в соседних уездах провинции Юньнань, а также в провинциях Сычуань, Хунань и Гуйчжоу. Язык бай - один из рано отделившихся китайских языков, испытавший влияние тибето-бирманских языков; по мнению китайских исследователей, относится к тибето-бирманским языкам; имеет 3 диалекта. В 1950-е годы создана письменность на основе латинской графики. С 8 века существовала иероглифическая письменность (боуэн, бовэнь, лао-байуэн, лао-байвэнь). Распространён также китайский язык. В основном (65%) придерживаются традиционных верований, 30% - буддисты (махаяна) с элементами даосизма, 5% - христиане (католики и др.).

По мнению российский учёных, бай - потомки китайских солдат, осевших здесь в 3 веке до нашей эры. В 8-10 веках входили в состав государства Наньчжао, в 10-13 веках - Дали, в эпоху Мин (14-17 века) их территория окончательно вошла в состав Китая. Традиционная культура типична для народов Восточной Азии. Занимаются пашенным земледелием (на равнинах - заливной рис, таро, сахарный тростник, хлопок, конопля, чай, в горах - суходольный рис, ячмень, гречиха), скотоводством (знаменита местная порода лошадей). Развиты резьба по мрамору, работы по серебру и лаку. Характерны каркасное (с сырцовыми или глинобитными стенами), обычно двухэтажное, жилище, окружённое галереей, праздничные короткие накидки из войлока и шкур. До середины 20 века сохранялись совместное проживание родственных семей, общинная собственность на землю, кросскузенный брак, многожёнство. На основе песенного и танцевального фольклора сформировался местный вариант музыкальной  драмы. Бытуют вера в духов гор, солнца, грома, деревьев и др., шаманизм.

Реклама

Лит.: Старостин С. А. Историческое место языка бай // Московский лингвистический журнал. 1995. Вып. 1.           

А. М. Решетов.