Баптистерий

БаптистерийБАПТИСТЕРИЙ (греческий βαπτιστ?ριον, латинский baptisterium), здание, помещение или его часть с водоёмом (купелью) для совершения таинства крещения. В античную эпоху термин «баптистерий» являлся одним из названий бассейна для плавания (от греческого βαπτ?ζω - погружать в воду, окунать, латинский baptizo). Самый ранний пример христианского баптистерия обнаружен в так называемом Доме собраний в Дура Европос (около 240).

Он представлял собой прямоугольную комнату с купелью (глубиной около 1 м) под киворием и с росписями на сюжеты Нового и Ветхого Заветов. Начиная с эпохи святого императора Константина Великого (в связи с резким ростом числа желающих принять крещение после легализации христианства) появляется множество больших, отдельно стоящих баптистериев, как правило, в комплексе церковных построек. В 4-5 веках строились баптистерии в виде здания с центрическим (круглым или 8-угольным) планом. Первое известное отдельно стоящее здание баптистерия было возведено как часть Латеранского епископского комплекса в Риме (4-5 века, мозаики 5 век). Другой ранний баптистерий построен при папе Сиксте III (5 век) в Милане и известен великолепными мозаиками. В Равенне сохранились два баптистерия - православный (Неониана, около 400-450, мозаики в куполе - того же времени) и арианский (конец 5 - начало 6 века, мозаики в куполе около 520). К тому же типу относятся баптистерий церкви Сан-Джованни во Флоренции (освящён в 1059) и баптистерий в Пизе (начат в 1153). Многоугольные в плане баптистерии известны в Аквилее, Градо и Альбенге. В  восточных провинциях чаще строили трёхчастные (процессионного типа) баптистерии с купелью в центральном зале (например, церковь Святого Феодора в Антиохии, 494-496, Святого Иоанна Крестителя в Герасе, Палестина, 529-533, ряд церквей на острове Кипр и т.п.). Такую планировку объясняют необходимостью защитить от посторонних взглядов обнажённых для совершения обряда крещения (в первом зале проходила подготовка, в центральном - собственно крещение, а в последнем - миропомазание). Популярны были и более простые типы баптистериев - в виде прямоугольной или апсидальной палатки, пристроенной к церкви недалеко от её алтарной части.

Реклама

Отдельно стоящие здания баптистериев известны также в Константинополе (например, Малый баптистерий Собора Святой Софии, 6 век; не сохранился), в Преславе (баптистерий так называемой Золотой церкви, начало 10 века) и др. Баптистерий так называемой уваровской базилики в Херсонесе представлял собой водоём, перекрытый киворием на 4 столбах (6-7 века, свод был украшен мозаикой; предположительно место крещения святого князя Владимира Святославича).

С 6 века, когда обычной практикой стало крещение детей, большие, отдельно стоящие баптистерии утратили актуальность и купели стали располагать в нартексе храмов. В средние века в византийском мире особые здания для крещения строили редко и в основном только там, где требовалось крестить многочисленные группы взрослых. Так, среди древнерусских баптистериев особую группу образуют пристройки в виде небольшого храма, например в Спасо-Преображенском соборе в Чернигове (около 1036), Успенском соборе Киево-Печерской лавры (конец 11 века, разрушен в 1941) и др.

Лит.: Grabar А. La baptistère paléochrétien. Milhouse, 1980; Falla Castelfranchi М. Baptisteria: Intorno ai più noti battisteri dell’oriente. Roma, 1980; Khatcliatrian А. Origine et typologie des baptistères paléochrétiens. Milhouse, 1982; Хрушкова Л.Г. Крещальни древнерусских храмов: к вопросу об истоках // Russia Mediaevalis. 1992. Vol. 7. № 1; Завадская И. А. Баптистерии Херсонеса (к истории крещального обряда в ранневизантийский период) // Материалы по археологии, истории и этнографии Таврии. Симферополь, 2002. Вып. 9.