Баcco континуо

БАССО КОНТИНУО (итальянский basso continuo - непрерывный бас), аккомпанирующая группа инструментов в музыке 17-18 веков, а также упрощённый способ записи аккомпанемента. В группу бассо континуо обязательно входил клавишный инструмент (орган, клавесин), осуществлявший аккордовую поддержку ведущей мелодии (в гомофонии одной, в полифонии нескольких), могли включаться также виола да гамба, виолончель, басовые разновидности лютни, фагот, реже арфа, исполнявшие партию басового голоса инструментального ансамбля (записывалась на нижнем нотоносце партитуры). Аккорды и гармонические фигурации импровизировались органистом (клавесинистом, лютнистом) на основе нотированного баса; ноты дополнялись цифрами и/или знаками альтерации, указывавшими интервалы вверх от баса (смотри Генерал-бас). В кончерто гроссо, иногда в опере (18 век) использовались 2 клавишных инструмента. Практика бассо континуо вызвана обособлением баса как основы музыкальной  гармонии (конец 16 века). Первые изданные партитуры с цифрованным бассо континуо - оперы «Эвридика» Я. Пери, «Эвридика» Дж. Каччини, «Представление о душе и теле» Э. Кавальери (все 1600 года). В современных изданиях старинной музыки цифрованный бас нередко расшифровывается в специально выписанной партии клавишного инструмента (как правило, 4-голосной).

Лит.: Барсова И. Очерки по истории партитурной нотации (XVI - 1-я половина XVIII век). М., 1997.