Аввакум Петров

АВВАКУМ Петров (20.11.1620, село Григорово Закудемского стана Нижегородского уезда - 14.4.1682, Пустозерск), протопоп, идеолог старообрядчества. Из семьи священника Петра, мать - Мария (в иночестве Марфа) - оказала серьёзное влияние на нравственное развитие Аввакума. С 1642 года диакон, с 1644 года священник села Лопатищи.

Летом 1647 года из-за преследований местного «начальника» бежал с женой и сыном в Москву. Сблизился с членами «Кружка ревнителей благочестия» (царским духовником Стефаном Вонифатьевым, протопопом Иваном Нероновым, Ф. М. Ртищевым, митрополитом Никоном), познакомился с царём Алексеем Михайловичем. Вернулся в село Лопатищи, но за проповедь строгого благочестия подвергся гонениям со стороны местных властей и паствы. В 1652 году бежал в Москву, получил назначение в городе Юрьевец-Повольский. В мае-июне 1652 года, восстановив против себя духовенство и паству требованиями благочестивого образа жизни и взысканием налогов в патриаршую казну, был жестоко избит толпой и бежал в Кострому, затем в Москву, где служил в Казанском соборе. Выступил против церковных реформ патриарха Никона.

Реклама

В августе 1653 года был лишён места в Казанском соборе. Служил в «сушиле» (на сеновале) дома И. Неронова, где и был арестован в августе 1653 года, закован в кандалы и заключён в Андроников монастырь. Благодаря заступничеству царя был спасён от расстрижения, передан в Сибирский приказ, а в середине сентября 1653 года сослан с семьёй в Тобольск, где проживал до конца июля 1655 года, пользуясь покровительством тобольского воеводы В. И. Хилкова и архиепископа Симеона. Служил протопопом Софийского и Вознесенского соборов. Проповедью восстановил против себя паству и местную администрацию, так что на него «пять слов государевых сказывали» (доносов). В июне 1655 года был сослан в Якутский, а затем в Енисейский острог с запрещением служить литургию. С июля 1656 года отправлен в Даурию с отрядом воеводы А. Ф. Пашкова, который за проповедь старых обрядов и смуту против «начальных людей» подвергнул Аввакума биению кнутом и заключению в Братском остроге. Весной 1661 года по приказу из Москвы был отправлен в обратный путь через всю Сибирь, охваченную восстаниями коренных народов.

Вёл активную проповедь, обличая «никонову ересь»,  привлёк на свою сторону многих последователей. В июне 1663 - феврале 1664 года жил в Тобольске, где общался с сосланными за приверженность старым обрядам. Весной 1664 года прибыл в Москву, пробыв в сибирской ссылке 10 лет и 8 месяцев. В Москве полемизировал с Симеоном Полоцким и Епифанием (Славинецким), спорил «о сложении перстов, и о трегубой аллилуйи, и о прочих догматах», стал духовником боярыни Ф. П. Морозовой и многих других московских «старолюбцев». Царь, бояре и архиереи убеждали Аввакума смириться с реформами обрядов и правкой книг. За упорство в расколе в августе 1664 года сослан с семьёй в Пустозерск, а затем отправлен в Окладникову слободу на реке Мезень, где жил в 1664-66 годах, испытывая нужду и голод. В марте 1666 года с сыновьями Иваном и Прокопием вернулся в Москву на церковный собор (1666-67), помещён в Пафнутиев Боровский монастырь.  В мае 1666 года имел прения с участниками собора. 13 мая анафематствован и лишён сана в Успенском соборе, закован в цепи и помещён в Николо-Угрешский монастырь, где его посещали для увещаний царь и бояре.

В июне 1667 года спорил на соборе с патриархами Макарием Антиохийским и Иоасафом II Московским. В июле церковный собор осудил и предал анафеме «расколоучителей»: Аввакума, попов Лазаря, Епифания, Фёдора, протопопа Никифора. В декабре 1667 года сослан в Пустозерск. В 1670 году посажен в «земляную тюрьму». В период заключения писал многочисленные челобитные, письма, послания к царям Алексею Михайловичу, Фёдору Алексеевичу, боярыне Морозовой и многим другим. После массового выступления моек, старообрядцев 6.1.1681 года церковный собор 1681-82 годов принял решение о казни Аввакума и его соузников, которые были сожжены в срубе «за великие на царский дом хулы». Старообрядцами белокриницкого согласия Аввакум почитается священномучеником; первая служба Аввакума была составлена ещё в начале 18 века.

В пустозерской тюрьме Аввакум создал своё главное произведение - «Житие» (в трёх авторских редакциях — 1672, 1673 и 1674-75). Написанное неповторимым по богатству и выразительности языком, «Житие» сочетало в себе черты автобиографии, исповеди и проповеди, пересматривая традиционную форму агиографического жанра (смотри Житие): автор и герой были объединены в одном лице. В Пустозерске были написаны «Книга бесед» (1669-75), «Книга толкований» (около 1673-76) и «Книга обличений, или Евангелие вечное» (около 1679). Аввакум - автор более 80 богословских, эпистолярных, полемических и других сочинений (некоторые из них утрачены).

Соч.: Пустозерский сборник: Автографы сочинений Аввакума и Епифания. Л., 1975; Сочинения Аввакума // Памятники литературы Древней Руси: XVII в. М., 1989. Кн. 2.

Лит.: Бороздин А. К. Протопоп Аввакум: Очерк из истории умственной жизни русского общества в XVII в. СПб., 1900; Робинсон А. Н. Исповедь-проповедь (о художественности «Жития» Аввакума) // Историко-филологические исследования. М., 1967; Виноградов В. В. О задачах стилистики. Наблюдения над стилем Жития протопопа Аввакума // Виноградов В. В. О языке художественной прозы. М., 1980; Демкова Н. С. Сочинения Аввакума и публицистическая литература раннего старообрядчества. СПб., 1998.

А. Т. Шашков, В. В. Калугин.