Атрибут

АТРИБУТ (от латинского attribuo - придавать, наделять), в средневековой схоластике и метафизике - свойство, составляющее природу вещи, её неотъемлемый субстанциальный признак. В грамматике и логике - любой, в том числе и акцидентальный (смотри Акциденция), признак вещи, придаваемый ей в высказывании. Если в последнем значении атрибут является синонимом предиката, то в первом - это всего лишь один из видов предикации, характеризующий вещь саму по себе, безотносительно к другим предметам. Термин «атрибут» происходит из языка латинских деловых и административных документов. В риторике Цицерона он означал нечто присущее природе вещи в том или ином отношении. В латинской патристике и схоластике атрибут употребляется преимущественно в связи с учением о Боге: божественными атрибутами, или именами, называются свойственные Богу совершенства - всемогущество, всеведение, благость и т. д. Поскольку сущность Бога мыслится простой, её атрибуты должны совпадать с ней самой и друг с другом (согласно Августину, в Боге не может быть различия между тем, что Он есть, и тем, чем Он обладает). В философии Нового времени атрибут понимается как неизменный и неотъемлемый признак субстанции (протяжённость для материальной субстанции, движение - для духовной у Р. Декарта), как её сущность в отличие от модуса как её состояния (Б. Спиноза). Для последующего употребления этого термина характерно различие между атрибутом вещи и её сущностным определением.

С. В. Месяц.

В изобразительном искусстве - устойчивый отличительный признак какого-либо персонажа или предмета, знак его функции, сущности, занятия (сова Афины, молния Зевса). Атрибуты подразделяются на исторические, или легендарные (например, кабан Адониса, башня святой Варвары), и символические (сердце - символ любви как атрибут святого Августина); общие для многих персонажей (нимб христианских святых, пальма - символ мученичества) и индивидуальные (так называемый андреевский крест, в форме буквы «Х», у апостола Андрея Первозванного).

В. Д. Симонов.