«Аскольд»

«АСКОЛЬД»,

«АСКОЛЬД»1) винтовой фрегат российского флота. Построен в Санкт-Петербурге на верфи Нового Адмиралтейства (первоначально назывался «Мария»). Спущен на воду в 1854 году. Водоизмещение 2834 т. Вооружение - 45 орудий. Экипаж 483 человек. В 1857-60-е годы под командой И. С. Унковского совершил плавание на Дальний Восток.

2) Винтовой корвет российский флота. Построен на Охтинской верфи в Санкт-Петербурге. Вступил в строй в 1863 году. Водоизмещение 2156 т. Скорость хода - 11 узлов (20,4 км/ч). Вооружение - 17 орудий. Экипаж 340 человек. В 1872-76 годах совершил кругосветное плавание.

3) Российский бронепалубный крейсер 1-го ранга. Построен в 1898-1901 годах в городе Киль на верфи «Германия», вступил в строй в 1902 году, зачислен в состав Балтийского флота. Водоизмещение 6000 т. Скорость хода - 23 узла (42,6 км/ч). Максимальная мощность механизмов - 23,5 тысяч л. с. (свыше 17 тысяч кВт). Вооружение - 152-мм (12), 75-мм (12), 47-мм (8), 37-мм (2) орудия, 6 торпедных аппаратов и др. Бронирование: палуба 40-75 мм, боевая рубка 150 мм. Экипаж 580 человек (1902 год). В бою 27.1(9.2).1904 совместно с крейсерами «Новик» и «Баян» атаковал японские броненосцы, выиграв время для перестроения российской эскадры. В ходе Порт-Артура обороны 1904-05 годов нёс разведывательную, сторожевую и охранную службу, обстреливал позиции японской армии, команда корабля участвовала в сооружении береговых батарей. 28.7(10.8).1905 в бою с японским флотом в Жёлтом море «Аскольд» после повреждения флагманского броненосца «Цесаревич» совместно с крейсером «Новик» ушёл в открытое море, прорвавшись через строй крейсеров и миноносцев противника. 30.7(12.8).1905 прибыл в Шанхай, разоружён во избежание дипломатических осложнений с Китаем. С 1906 года в составе Сибирской флотилии. В первую мировую войну 1914-18 годов вёл поиск немецких крейсеров в Тихом океане, участвовал в Дарданелльской операции 1915-16 годов. В декабре 1916 года зачислен в состав флотилии Северного Ледовитого океана. В июле 1918 года захвачен англичанами, в 1919 году уведён в Грелох (Шотландия). В 1921 году возвращён советскому правительству (выплатило только компенсацию за содержание корабля), продан на слом, разобран на металл в Гамбурге.

Реклама

Лит.: Крестьянинов В. Я., Молодцов С. В. Крейсер «Аскольд». СПб., 1996.