Ашаризм

АШАРИЗМ, школа религиозной философии (калам), в рамках которой, наряду с матуридизмом, была выработана рационалистическая теология суннитского ислама. Основана алъ-Ашари, учение которого развивали аль-Бакиллани (умер в 1013 году), аль-Джувайни (умер в 1085 году), аль-Газали (умер в 1111 году), аш-Шахрастани (умер в 1153 году), Фахраддин ар-Рази (умер в 1209 году), аль-Иджи (умер в 1355 году) и аль-Джурджани (умер в 1413 году). Ашариты пытались избежать в своём учении крайностей других религиозно-философских школ в исламе, в частности, фидеизма традиционалистов (ахль альхадис) и рационализма мутазилитов. С 13 века ашаризм сблизился с исламским перипатетизмом (фальсафа), особенно со школой Ибн Сины, заимствовав главным образом её эпистемологический и категориальный аппарат. Он нашёл сторонников, прежде всего, среди представителей шафиитского толка мусульманского права, в то время как матуридиты были преимущественно в среде ханафитов.

В центре теологии ашаризма (как и калама вообще) - толкование Божественных атрибутов (их соотношения с сущностью Бога, извечности или возникновения во времени), а также Божественного предопределения и свободы воли человека. Среди атрибутов Аллаха выделяются «отрицающие» (единство - в смысле немножественности, извечность - в смысле безначальности, бестелесность, нелокализуемость и т.п.), «сущностные», или «самостные» (жизнь, знание, могущество, воля, речь, зрение, слух), и «оперативные» (Творец, Промыслитель, Оживляющий, Умертвляющий и так далее). Если мутазилиты считали атрибуты Бога просто именами, обозначающими божественную сущность, а большинство богословов, известных под именем атрибутистов (сифатийа, от арабского - «сифа», атрибут), полагали их реально существующими, то ашариты вместе с матуридитами объявляли сущностные атрибуты не тождественными Божьей сущности, но и не отличными от неё. Следуя за мутазилитами, ашаризм отрицает извечность оперативных атрибутов Аллаха, рассматривая их как временные.

Реклама

Признавая извечность атрибута речи, ашаризм примыкает к «ортодоксальному» в исламском богословии учению об извечности Корана, отвергаемому мутазилитами. В то же время, подобно матуридитам, он отделяет чувственную, или «словесную», речь от «внутренней», смысловой. В отношении смысла Коран существует вечно, но его словесное выражение и форма возникли в определённое время. Некоторые представители ашаризма, в частности, аль-Джувайни, полагали, что в этом отношении Коран не только возник во времени, но и не обязательно является божественным, ведь Бог передал архангелу Гавриилу только смысл Откровения, с которым он в свою очередь познакомил пророка. Отсюда он делал вывод, что словесное оформление Корана может принадлежать пророку Мухаммеду.

В духе рационалистической мутазилитской теологии ашаризм отрицает антропоморфность Бога. Вместе с тем он признаёт возможность лицезрения Аллаха, которую отвергали мутазилиты. Ашаризм склонялся здесь к выдвинутому антропоморфистами (арабский - мушаббиха, буквально - уподобляющие) толкованию знаменитого коранического стиха - «лица в тот день [воскресения] сияющие, на Господа их взирающие» (75:22-23). Ашариты подчёркивали, что речь тут идёт не о чувственном видении, а своего рода познании Бога.

Вместе с матуридитами ашаризм выступает против учения мутазилитов о свободе воли человека, выдвигая взамен тезис о Божественном предопределении. Решая проблему моральной ответственности человека за свои действия, аль-Ашари и его последователи выработали концепцию касб (арабский - «совершение», «приобретение»), согласно которой человеческие деяния творятся Богом, а совершаются, приобретаются человеком, обладающим свободой выбора.

Для ашаризма нетипично мутазилитское ограничение Божественной воли императивами человеческого разума. Не разделяя этического объективизма мутазилитов, его сторонники полагают, что «прекрасное» и «безобразное» не являются естественными характеристиками человеческих действий, а определяются Божественными предписаниями, данными в Откровении через пророков.

Ашаризм расходится с мутазилитами и в вопросе об оценке тяжкого греха, совершённого мусульманином. Если последние полагали, что грешник стоит между верующими и неверующими, то ашаризм признаёт за грешником статус мусульманина, хотя и обречённого на наказание в аду. В близкой к мусульманской традиционалистам манере ашариты рассуждают о реалиях исламской эсхатологии (в частности, о Водоёме, Мосте, Весах, Мухаммедовом заступничестве), отрицаемых мутазилитами либо истолкованных ими в рационалистическом аллегорическом смысле.

В целом для ашаритского миросозерцания характерно учение о контингентности (случайности) всех вещей и явлений во Вселенной, отрицание их естественной детерминированности. Закономерность происходящих в мире процессов ашаризм объясняет «обычаем», который введён Богом и не нарушается Им.

Лит.: аш-Шахрастани М. Книга о религиях и сектах. М., 1984. Ч. 1; Gimaret D. La doc­trine d’al-Ash’ari. P., 1990; Ibrahim T., Sagadeev A. Classical Islamic philosophy. Mos­cow, 1990; Watt W.M. The formative period of Islamic thought. Oxf., 1998; Ибрагим T. K. Классическая арабо-мусульманская филосо­фия // Ибрагим T. Κ., Султанов Φ. М., Юзеев A. Η. Татарская религиозно-философская мысль в общемусульманском контексте. Ка­зань, 2002.

Т. К. Ибрагим.