Антропогеография

АНТРОПОГЕОГРАФИЯ (от антропо... и география), школа в географии, рассматривающая место человеческого общества в комплексе географических явлений и его взаимодействия с природной средой. Получила широкое распространение во 2-й половине 19-1-й половины 20 веков, в основном в Германии и России. Основоположник школы Ф. Ратцель ввёл название и представил общую концепцию, одним из главных принципов которой была основополагающая связь между человеком и землёй, между культурой и природной средой; широко использовал идеи социал-дарвинизма, считал антропогеографию частью биогеографии.

В широком смысле антропогеография - раздел географии, изучающий человечество и факты и явления из жизни людей в их пространственном распространении и взаимодействии с географическими факторами и явлениями (по А. Круберу); в этом понимании близка к географии человека. В узком смысле антропогеография была направлена на изучение заселения и освоения человеком земных пространств в процессе колонизации и влияния на него природно-географических факторов.

Реклама

Оценка вклада антропогеографии в науку различна. Согласно российскому географу Л. Д. Синицкому, антропогеография выяснила влияние географических факторов на историческое и культурное развитие, доказала, что с ростом культуры человек не становится менее зависимым от природы, установила, что природа представляет только возможности: воспользуется ли ими человек или нет, зависит от уровня его культуры. По мнению других исследователей (российский географ И. М. Забелин и др.), антропогеография переоценила внешние факторы в развитии общества, в том числе влияние географической среды.

В СССР в начале 1930-х годов антропогеография была отнесена к буржуазным наукам и дальнейшего развития не получила; за рубежом идеи антропогеографии в той или иной мере используются.

Лит.: Ratzel Fr. Antropogeographie. В., 1882 1891. Bd 1-2; Синицкий Л. Д. Очерк истории антропогеографических идей. М., 1909; Крубер А. А. Общее землеведение. М., 1922. Ч. З: Био и антропогеография; Забелин И. М. Очерки истории географической мысли в СССР, 1917-1945 годы М., 1989.

В. Е. Шувалов.

Антропогеографическая школа - направление в немецкой антропологии конца 19-начала 20 веков, основанное на постулате о решающей роли естественной среды в формировании как физического облика, так и культур народов, в определении их исторических судеб. Основана Ф. Ратцелем. Культурные изменения объясняются через изобретение новых элементов культуры (прежде всего материальной - «этнографических предметов») как способ адаптации к условиям естественной среды. Порождённые природными условиями межкультурные различия постепенно нивелируются в результате контактов между народами и обмена изобретениями. Школа впервые поставила вопрос о феноменах культуры как признаках взаимосвязи между народами в ходе их истории. Особенное значение придавалось миграциям народов. Некоторые положения Ф. Ратцеля (о «народах-руководителях» и «народах-исполнителях», о покорении народов, живущих в странах с тёплым климатом, народами холодных стран как «общем правиле», и т.п.) давали повод причислять его к расистам и предшественникам фашизма. Однако постулаты Ф. Ратцеля о единстве человеческого рода (о том, что «можно установить целую лестницу народов по их государственным учреждениям» и др.) позволяют сближать его с доминировавшим тогда в этиологии эволюционизмом. Вместе с тем антропогеографическая школа, считавшая решающим фактором трансформации культур не реализацию универсальных закономерностей, а обмен культурными изобретениями, находится у истоков антиэволюционистских теорий, в частности, диффузионизма.

Лит.: Марков Г.Е. Очерки истории немецкой науки о народах. М., 1993. Ч. 1; он же. Немецкая этнология на рубеже веков: поиски новых путей. Фридрих Ратцель // Этнографическое обозрение. 1997. №3.

Д. М. Бондаренко.