«Анналов» Школа

«АННАЛОВ» ШКОЛА («новая историческая наука»), научно-историческое направление. Возникла во Франции; связана с основанным М. Блоком и Л. Февром журналом «Анналы» («Annales») (1929-39) (в 1939-41 «Анналы социальной и экономической истории», в 1941-45 «Анналы социальной истории», в 1945-94 «Анналы. Экономики. Общества. Цивилизации», с 1994 «Анналы. История, социальные науки»).

Сторонники «Анналов» школы предприняли попытку заменить классическую «историю-повествование» «историей-проблемой», создать «тотальную» историю, описывающую все существующие в обществе связи. Разрывая с традиционной, позитивистски ориентированной исторической наукой, «Анналов» школа ставит в центр изучения не деятельность «великих» людей, не описание событий, а исследование общества в его целостности, вскрытие глубинных структур, существовавших в течение больших временных отрезков. Такой подход требовал привлечения данных смежных наук и смены взглядов на исторические источники, которые используются «Анналов» школой для комплексного, синтезирующего описания. Не довольствуясь традиционным критическим исследованием источника, «Анналов» школа выработала новый подход: чтобы извлечь из источника сведения, надо предварительно сформулировать вопросы, которые следует ему задать. Например, заведомо фальсифицированный документ может оказаться весьма ценным, если задаваться вопросом: «Почему он был создан?», и выявить через этот источник существенные черты сознания эпохи. Таким образом, историческая наука до некоторой степени сама конструирует свой объект, превращает исследование из однозначного поиска фактов в «диалог» с прошлым. «Анналов» школа выдвинула на первый план проблему массовых представлений, ментальности, историчности сознания, смены установок, систем ценностей на протяжении веков.

Реклама

В «Анналов» школе с момента возникновения взаимодействуют два направления: «линия Блока», более направленная на изучение социальной истории, и «линия Февра», связанная с исследованием цивилизаций. 1-й этап развития «Анналов» школы от возникновения журнала до смерти Февра в 1956 году характеризуется повышенным интересом к истории ментальности, к «человеческому фактору» в истории. 2-й этап, связанный с именем Ф. Броделя, продолжался до его ухода с поста председателя редакционного комитета (1970). Он отмечен интересом к структурам (экономическим, географическим и др.) и «медленным» переменам в истории, увлечением количественными методами, вниманием к структурализму. 3-й этап воспринимался как возвращение к «ранним» «Анналам», к изучению человека как субъекта в его социокультурной обусловленности. Он выдвинул такие имена, как Ж. Ле Гофф, Ж. Дюби (формально не входивший в редколлегию), Э. Ле Руа Ладюри и др. С конца 1980-х годов, по широко распространённому мнению, начинается так называемый кризис школы: внимание концентрируется на глубинных, малоподвижных структурах, в стороне остаётся исследование событий. Таким образом, из поля внимания выпадает собственно история, интерес к массовым процессам вытесняет из исследований отдельную личность, идея «конструирования» объекта грозит обернуться исследовательским произволом. В стремлении выйти из этого состояния «Анналов» школа взяла курс на сближение истории с исторической антропологией и социальными науками (социологией, политологией, экономикой).

Лит.: Афанасьев Ю. Н. Историзм против эклектики: Французская историческая школа «Анналов» в современной буржуазной историографии. М., 1980; Dosse F. L’histoire en miettes: des «Annales» а la «nouvelle histoire». Р., 1987; Burke Р. The french historical revolution: the «Annales» school, 1929-1989. Stanford, 1990; Бессмертный Ю.Л. «Анналы»: переломный этап? // Одиссей. Человек в истории. 1991. М., 1991; Гуревич А. Я. Исторический синтез и школа «Анналов». М., 1993; «Анналы» на рубеже веков: Антология. М., 2002.

А. Я. Гуревич, Д. Э. Харитонович.