Афганистан

АФГАНИСТАН, Переходное Исламское Государство Афганистан.

Общие сведения

АФГАНИСТАНАфганистан - государство в Юго-Западной Азии. Площадь 645,7 тысяч км2. Население 25,9 миллион человек (2005). Столица - Кабул. Официальные языки - пушту и дари. Денежная единица - афгани. Административно-территориальное деление: 32 вилаята (табл. 1).

Афганистан - член ООН (1946), МВФ (1955).

А. И. Воропаев.

Государственный строй

Афганистан - унитарное государство. Конституция принята 16.1.2004. Форма правления — президентская республика.

Главой государства и исполнительной власти является президент, избираемый на 5 лет путём прямых выборов (с правом одного переизбрания). При президенте - два вице-президента. Президентом может быть только мусульманин по вероисповеданию, родившийся от родителей-афганцев. Президент является главнокомандующим вооруженными силами. В его полномочия входит проведение национальный политики по одобрении её Национальным собранием; назначение министров, директора центробанка, судей Верховного суда, генерального прокурора и др.

Реклама

Законодательная власть принадлежит Национальному собранию, состоящему из двух палат: нижней - Народной палаты (Валези Жюрга) и верхней - Палаты старейшин (Мешрано Жюрга). Народная палата (250 депутатов) избирается путём прямого голосования по пропорциональной системе на 5 лет; по меньшей мере, 64 депутата (по 2 от каждой провинции) должны быть женщинами. Палата старейшин включает неопределённое число членов (назначаемых должностными лицами на местах, провинциальными и окружными советами, президентом). Палата старейшин рассматривает законы, бюджет страны и международные договоры после того, как их одобрит Народная палата.

Исполнительную власть осуществляет правительство - кабинет министров (27 членов, назначаемых президентом с одобрения Национального собрания).

Среди основных политических партий и движений (2005) - Исламское общество Афганистана, Партия исламского единства Афганистана, Движение национальный солидарности Афганистана.

В. В. Маклаков.

АФГАНИСТАН

Природа

АФГАНИСТАНРельеф. Афганистан расположен на северо-востоке Иранского нагорья. Горы занимают около 3/4 территории страны (смотри карту Афганистана). На северо-востоке протягиваются хребты горной системы Гиндукуш (высота до 6843 м, гора Тиргаран - высшая точка страны), к югу от неё расположены Среднеафганские горы (Хазараджат). На северо-западе Афганистана - горная система Паропамиз, на севере - Бактрийская равнина. Южные и юго-западные части занимают холмистые плато высотой до 1200 м с песчаными пустынями Регистан, Гармсер и глинисто-щебнистой пустыней Дашти-Марго. На юго-востоке расположено Газни-Кандагарское плоскогорье (высота до 3265 м, гора Хумбур-Хуле-Гар), пересечённое широкими речными долинами. По границе с Ираном и Пакистаном - впадины с пересыхающими солёными и пресными озёрами (Гауди-Зира, северная часть Хамуна и др.).

Геологическое строение и полезные ископаемые. Территория Афганистана в основном расположена в пределах Альпийско-Гималайского подвижного пояса. Северная часть принадлежит южной окраине Туранской молодой платформы (плиты), деформированной в олигоцене - квартере в связи со столкновением (коллизией) Индо-Австралийской и Евразийской литосферных плит. Платформа обладает палеозойским гранитометаморфическим фундаментом и юрско-эоценовым осадочным чехлом. Её южная часть - хребет Банди-Туркестан - была втянута в поднятия, а северная - в опускания с формированием Афгано-Таджикской межгорной впадины, выполненной мощными олигоцен-четвертичными молассами. К югу от Герирудского (Главного Гиндукушского) разлома - в узкой Банди-Баянской зоне - ещё прослеживаются сильно дислоцированные палеозойские образования. Южнее выделяется Фарахрудская зона, на месте которой, начиная с триаса, существовала ветвь океанического бассейна Тетис.

Развиты фрагменты его коры (офиолиты) и осадочного выполнения (верхнетриасово-среднеюрские сланцы и верхнеюрско-нижнемеловой флиш). Толщи интенсивно деформированы и прорваны гранитами. Юго-восточнее располагается Центрально-Афганский срединный массив (в прошлом - микроконтинент в Тетисе) с гетерогенным докембрийским фундаментом и фанерозойским чехлом. На южную часть массива и юго-западное продолжение Фарахрудской зоны наложена Сейстанская впадина, выполненная неоген-четвертичными молассами. К югу от неё — Чагайское вулканоплутоническое поднятие - звено меловой вулканической дуги, окаймляющей с востока срединный массив. На востоке - крупный Чаман-Мукурский субмеридиональный разлом (сдвиг), за которым - Катавазский палеогеновый флишевый прогиб и Кабульский докембрийский блок. Северный Афганистан — высокосейсмичный регион. Разрушительные землетрясения - в 1993, 1998, 2002 годах.

На территории Афганистана известны месторождения нефти (Ангот) и природного горючего газа (Джаркудук), угля. Разведаны крупные месторождения руд железа (Хаджигек), меди (Айиак, одно из крупнейших в Южной Азии), редких металлов (Дарайи-Пич). Имеются месторождения россыпного золота, поделочных и драгоценных камней (лучшего в мире лазурита - месторождение Сари-Санг, мраморного оникса, ювелирного турмалина, рубина, изумруда), а также барита, серы, талька, магнезита, каменной соли и других полезных ископаемых.

Климат субтропический континентальный, сухой. Средние температуры января на равнинах от 0 до 8 °С, в высокогорьях местами ниже -20 °С, июля соответственно 24-32 °С и 0-10 °С. В пустынях выпадает 40-50 мм осадков в год, на плоскогорьях 200-250 мм, на наветренных склонах Гиндукуша 400-600 мм, на юго-востоке Афганистана, куда проникают муссоны с Индийского океана, около 800 мм. Максимум осадков приходится на зиму и весну. На высоте 3000-5000 м снежный покров держится 6-8 месяцев, выше - ледники.

АФГАНИСТАН

Внутренние воды. Большая часть рек относится к области внутреннего стока; наиболее крупные из них - Амударья (в верхнем течении - Пяндж) с притоками Сурхаб и Кокча, Гильменд, Фарах-Руд, Герируд, Мургаб. Бассейну Индийского океана принадлежит река Кабул (приток Инда). Питаются реки главным образом талыми водами горных снегов и ледников. На реках равнин весной половодье, летом они мелеют, многие теряются в песках или их воды разбираются на орошение. Горные реки обладают значительным гидроэнергетическим потенциалом. Озёр мало; наиболее крупные — Амир, Аби-Истадайи-Газни. Мелкие озёра пустынь летом пересыхают (солёные озёра превращаются в солончаки). Подземные воды во многих районах Афганистана являются основным источником орошения и обводнения земель, а также водоснабжения населённых пунктов.

АФГАНИСТАНПочвы, растительность и животный мир. В предгорьях и долинах распространены серозёмы, бурые пустынно-степные почвы и солончаки. На горных склонах встречаются горные серозёмы и серо-коричневые почвы. В высокогорьях - горные лугово-степные и горно-луговые почвы. Растительность преимущественно пустынная и пустынно-степная. Типичны пустынные полукустарнички - терескен, астрагалы, подушковидные акантолимоны, полыни. На северных предгорных равнинах развиты эфемеровые осоковомятликовые пустыни с обилием раннецветущих эфемеров. Выше распространены пустынно-степные типы сообществ. На высоте 2000-2500 м, преимущественно в Паропамизе, - можжевеловые и фисташковые редколесья. В высокогорьях представлены формации нагорных ксерофитов. В пограничных с Пакистаном горных районах на высоте 750-1500 м степи чередуются с лесами из индийской пальмы, акации, инжира, миндаля, до высоты 2200-2400 м - леса из вечнозелёного дуба балут и сосны Жерарда, выше (до 3500 м) - леса из гималайской сосны с примесью гималайского кедра и западно-гималайской пихты. На высоте 3500-4000 м распространены заросли можжевелового стланика и рододендрона, выше - альпийские и субальпийские луга. В долине Амударьи - тугайные леса.

В пустынях и степях обычны пятнистые гиены, шакалы, куланы, антилопы джейран и сайгак, в горах - снежный барс, горные козлы, архары. Широко распространены афганская лисица, каменная куница, волки. В тугайных зарослях встречаются кабан, камышовый кот. Много пресмыкающихся (вараны, агамы, змеи, в том числе ядовитые — гюрза, кобра, эфа, щитомордник), грызунов, насекомых, в том числе сельскохозяйственных вредителей (саранча), и ядовитых паукообразных (скорпионы, каракурт).

На территории Афганистана - 6 охраняемых природных территорий общей площадью свыше 218 тысяч га, в том числе национальный парк Банди-Амир, расположенный у истоков одноимённой реки и сохраняющий экосистемы высокогорных сухих степей и озёр на склонах отрогов Гиндукуша.

Лит.: Поляк А. А. Физическая география Афганистана. М., 19.53.А. И. Воропаев; В.Е. Хаин (геологическое строение и полезные ископаемые).

Население

АФГАНИСТАНОт 38 до 49% населения Афганистана (2000, по разным оценкам) составляют пуштуны, от 18 до 25% - таджики, от 8 до 19% - хазарейцы, от 6 до 8% - узбеки; есть также персы (3%), туркмены (2,5%), таймани (2%), белуджи (свыше 1%), брагуи (свыше 1%), памирские народы и др.

Характерная особенность населения Афганистана - его молодость (средний возраст 17,5 года); свыше 44% - молодёжь до 14 лет, лица старше 65 лет - 2,4%. В 2004 году среднегодовой прирост населения Афганистана, по оценкам, составил 49 на 1000 жителей. Рождаемость 47, смертность 21, миграционный прирост 23 на 1000 жителей. При высоком уровне фертильности (6,78 детей на 1 женщину) высока младенческая смертность (166 на 1000 живорождённых). Средняя продолжительность жизни 42,5 года (мужчины - 42,3, женщины — 42,7 года). На 100 мужчин приходится 105 женщин. Средняя плотность населения 39,9 человек/км2. Наиболее плотно заселены восток (687 человек/км2 в вилаяте Кабул) и север страны (вилаяты, примыкающие к реке Пяндж), наименее - пустынный юго-запад (5,6 человек/км2 в вилаяте Нимруз). В городах проживает около 23% населения. Массовое переселение сельских жителей в города началось в 1960-х годах в связи со строительством новых дорог и ускоренным индустриальным развитием. Крупнейшие города (тысяч человек, 2005); Кабул (3044), Кандагар (391,2), Мазари-Шариф (303,4), Герат (272,9), Джелалабад (200,4). Афганский конфликт 1979-89 годов и гражданская война привели к существенным миграциям как за рубеж (около 1/3 населения покинуло страну), так и внутри Афганистана (население столицы за 1985-95 годы увеличилось более чем в 2 раза). Самое большое количество беженцев осело в Иране и Пакистане (4-6 миллион человек; после частичного возвращения осталось более 2 миллион человек). Трудоспособное население 11,1 миллион человек (2001).

А. И. Воропаев.

Религия

Абсолютное большинство жителей - мусульмане; из них около 85% - сунниты, около 15% — шииты. Проживающие в Кабуле и Кандагаре панджабцы и синдхи исповедуют сикхизм и индуизм. Христиане, в том числе католики и представители Армянской апостольской церкви, иудеи, гебры (парсы) и бахаиты малочисленны.

В дохристианские времена в Афганистане исповедовали зороастризм и буддизм. До 2001 года на территории Афганистана (в Бамиане) находились статуи Будды, которые являлись буддийской святыней и памятником мирового значения; они были разрушены талибами. Христианские общины возникли в 3-4 веках в западной части современного Афганистана, которая входила в состав государства Сасанидов. Получили широкое распространение несторианство и монофизитство. В 7-10 веках в результате арабских завоеваний большинство населения Афганистана приняло ислам, но христианство сохранялось на территории государства до 2-й половины 14 века. В 20 веке в Афганистане вновь появились небольшие общины католиков и протестантов (англикане, евангельские христиане, адвентисты седьмого дня).

Исторический очерк

Афганистан в древности и в средние века. Согласно археологическим данным, северная часть территории современного Афганистана была заселена человеком в палеолите (пещера Кара-Камар, около 40-30 тысяч лет до нашей эры), южная часть - в бронзовом веке (4-2-е тысячелетие до нашей эры). В 1-й половине 1-го тысячелетия до нашей эры развивается оазисное земледелие.

АФГАНИСТАНВ начале 1-го тысячелетия до нашей эры на территории современного Афганистана сложились государственные образования, наиболее значительным из которых была Бактрия. В 6 веке до нашей эры эти земли вошли в состав Ахеменидов государства. В 4 веке до нашей эры в Афганистан из Персии вторглись армии Александра Македонского. После распада его империи на территории современного Афганистана образовалось Греко-Бактрийское царство, захваченное около 140-130 года до нашей эры кочевниками-кушанами, создавшими своё могущественное государство с центром на севере Афганистана. В эпоху Великих Кушан (конец 1 - 4 века нашей эры, смотри Кушанское царство) развивались городская культура и ремёсла, международная торговля. Государственной религией был провозглашён буддизм. Завоевание части территории Афганистана эфталитами и подрыв могущества кушан Сасанидами привёл к политической раздробленности. Часть местных правителей подчинилась Тюркскому каганату, другая часть - Сасанидам. Этот период сопровождался упадком городов и усилением влияния династий местных землевладельцев.

В 7-8 веках большая часть территории Афганистана подверглась нашествию арабов, принёсших ислам. В пределах Халифата эта территория управлялась династиями наместников - Тахиридов, Саффаридов, Саманидов (с 900). На смену арабам в 10 веке пришли среднеазиатские тюрки. Один из их лидеров султан Махмуд создал в 11 веке империю Газневидов, в состав которой вошли Иран, юг Средней Азии и северо-западная часть Индостана. Газни-Кандагарское плоскогорье, а также Сулеймановы горы и Кветта-Пишинское нагорье стали основными территориями формирования афганской народности. В афганском этногенезе участвовали также бактрийцы, саки и эфталиты, а позднее индийские, таджикские и, возможно, тюркские элементы. Первые упоминания об афганцах встречаются в источниках с 6 века.

В 13 веке экономическое и культурное развитие афганских земель было остановлено нашествием орд Чингисхана, повлёкшим также образование в 14-15 веках новой народности - хазарейцев. Негативные последствия монгольской экспансии не были полностью преодолены в Афганистане и в эпоху Тимуридов (конец 14 - начало 16 века), хотя распад империи Тимура после его смерти (1405) не помешал его преемникам Шахруху и султану Хусейну Байкара создать процветающее государство в Хорасане со столицей в Герате. Оживление хозяйственной и культурной жизни западного Афганистана при Тимуридах привлекло в 16 веке внимание Великих Моголов и Сефевидов: в 16-17 веках первые удерживали в вассальной зависимости юго-восток Афганистана, а вторые завоевали юг и запад современной афганской территории. Длительная борьба против иноземной власти (в том числе движение рошанитов) создавала предпосылки для объединения афганских племён. В начале 18 века в ходе восстаний против Великих Моголов и Сефевидов возникли самостоятельное Гильзайское княжество в Кандагаре и княжество племени абдали в Герате. В 30-х годах 18 века они были завоёваны Надир-шахом, но после его смерти (1747) его государство распалось.

Афганистан в середина 18 - начале 20 века. В октябре 1747 года вожди пуштунских племён избрали военачальника Ахмад-хана своим лидером. Под именем Ахмад-шаха Дуррани он встал во главе первого независимого афганского государства - Дурранийской державы со столицей в Кандагаре. Ахмад-шах присоединил к своим владениям Газни, Кабул, Пешавар, а затем и Герат. Вслед за этим в его состав вошли Хорасан, Белуджистан (в качестве вассального владения), Панджаб (Пенджаб; вскоре был потерян), Кашмир и Синд. При нём Дурранийская держава стала крупнейшим государством Среднего Востока, однако при преемниках Ахмад-шаха (Тимур-шахе и шахе Замане) в ходе междоусобиц началась её постепенная децентрализация. В 1818 году распад государства привёл к образованию независимых владений - Гератского, Кандагарского, Кабульского и Пешаварского княжеств. Тем не менее, опыт пребывания афганских племён в системе государства Ахмад-шаха создал благоприятные условия для их последующей консолидации вокруг Кабульского княжества под руководством его эмира Дост Мухаммада (с 1834). Воссоединение афганских племён было прервано британскими колонизаторами, границы владений которых уже подходили к афганским землям. В 1838 году войска английской Ост-Индской компании под предлогом обеспечения безопасности подвластных ей территорий заняли Кандагар и Кабул, начав тем самым первую из англо-афганских войн. Мощное народное движение в 1841-42 годах привело к краху британской оккупации и вынудило английские войска покинуть Афганистан. В 1850-х годах Дост Мухаммад продолжил собирание разрозненных областей Афганистана; подчинил своей власти северные районы (Афганский Туркестан), присоединил Кандагар (1855) и Герат (1863). Однако он был вынужден одновременно подтверждать права английской Ост-Индской компании на Пешавар и другие афганские области, захваченные ранее (смотри Англо-афганские договоры и соглашения 1855, 1879, 1893, 1905).

АФГАНИСТАНПри преемнике Дост Мухаммада - Шер Али-хане (правил в 1863-66, 1868-1879) к афганскому государству были присоединены районы левобережья Амударьи и Бадахшан. Шер Али-хан укрепил центральную власть, увеличил армию, провёл ряд административных, военных и финансовых реформ. Его преобразования были прерваны 2-й англо-афганской войной, начатой Великобританией в 1878 году в условиях острого соперничества с Россией в Средней Азии. Упорное сопротивление афганских племён заставило британских политиков отказаться от планов распространить своё влияние на Афганистан. Несмотря на заключение Гандамакского договора 1879 года, фактически лишившего Афганистан независимости, британский контроль над страной оставался непрочным.

В 1880 году англичане были вынуждены признать эмиром Афганистана внука Дост Мухаммада - Абдуррахмана. Прибыв в Афганистан из России, где он находился в эмиграции, он смог собрать ополчения племён и распространить свою власть на Кандагар и Герат. После разгрома британских войск правителем Герата Мухаммадом Айюб-ханом при Майванде (1880) они покинули страну (1881).

Однако в 1893 году эмир Абдуррахман был вынужден согласиться на присоединение к английским владениям территорий  восточных пуштунских племён, ранее отторгнутых от Афганистана, и признать так называемую линию Дюранда в качестве границы между Афганистаном и Британской Индией.

За годы своего правления (1880-1901) эмир Абдуррахман последовательно проводил политику консолидации афганских земель и укрепления центральной власти на всей территории страны. Он сумел подавить восстания пуштунских племён и хазарейцев, оккупировал Кафиристан - полунезависимую область на востоке Афганистана - и способствовал исламизации местного населения (кафиров), воссоздал регулярную афганскую армию, упорядочил налогообложение и административный аппарат, улучшил систему коммуникаций. При Абдуррахмане произошло разграничение территории Афганистана с владениями России и Великобритании. Несмотря на «закрытие» Афганистана для внешнего мира, осуществлявшееся как Абдуррахманом, так и англичанами, в Афганистане росли города, усиливалась специализация сельского хозяйства, развивался внутренний рынок, появились признаки европеизации общественной жизни.

В период правления преемника Абдуррахмана - эмира Хабибуллы (1901- 1919) Афганистан по-прежнему оставался во внешнеполитической изоляции. При этом суверенитет страны был ущемлён соглашением Великобритании и России (1907) о разделе сфер влияния в Иране, Афганистане и Тибете. В начале 20 века создание светских учебных заведений европейского образца активизировало общественно-политическую мысль. В эти годы в Афганистане появилось оппозиционное движение младоафганцев, требовавших подлинной независимости, принятия конституции и проведения реформ. Их вдохновителем и идейным вождём был просветитель и публицист Махмуд-бек Тарзи.

В годы 1-й мировой войны, несмотря на давление со стороны Германии и её союзников, Афганистан строго придерживался политики нейтралитета.

Афганистан в 1920—60-х годы. После окончания 1-й мировой войны в Афганистане упрочились позиции национально-патриотических кругов. Правление эмира Амануллы-хана (1919-29) ознаменовалось восстановлением независимости Афганистана. В ходе 3-й англо-афганской войны британское правительство признало суверенитет эмира над территорией Афганистана (смотри Англо-афганские договоры 1919, 1921). Установив отношения с рядом государств, в том числе Великобританией и Советской Россией (смотри Советско-афганские договоры и соглашения), Аманулла-хан провёл серию реформ, направленных на преодоление отсталости страны. В 1923 году была провозглашена первая конституция Афганистана, зафиксировавшая гражданские права и свободы. Экономические реформы Амануллы (перевод налогов в денежную форму, свободная купля-продажа государственных земель, расширение светского образования) были направлены на поощрение национального предпринимательства и усиление рыночного начала и роли товарно-денежных отношений в хозяйственной жизни Афганистана. Преобразования правительства Амануллы вызвали недовольство консервативных слоёв афганского общества - ханов племён и мусульманских лидеров. В конце 1928 года консервативная оппозиция в ходе антиправительственного восстания добилась отречения Амануллы и привела к власти эмира Бачаи Сакао (правил под именем Хабибуллы), отменившего все реформы своего предшественника. В октябре 1929 года к власти пришёл бывший военный министр в правительстве Амануллы, герой войны за независимость, Мухаммед Надир. Он принял имя Надир-шаха, титул короля и основал новую династию. Провозглашённая при нём конституция (1931) закрепила позиции мусульманского духовенства в сфере просвещения и права и обеспечила участие племенной знати в государственных делах. В 1930-е годы предпринимались меры по поощрению промышленности и торговли: создавались купеческие объединения (ширкеты), возникло фабричное производство. После убийства Надир-шаха (8.11.1933) на престол был возведён его сын Мухаммед Захир-шах, однако реальную власть захватили его родственники во главе с братом Надир-шаха, премьер-министром Мухаммадом Хашим-ханом, установившим в Афганистане деспотический режим.

АФГАНИСТАНПеред 2-й мировой войной в Афганистане усилилось влияние Германии и Италии, стремившихся вовлечь страну в свои военные планы. Активизация нацистской агентуры, действовавшей в Афганистане под видом советников и консультантов, создавала угрозу советским и британским интересам в регионе. В связи с требованием правительств СССР и Великобритании (октябрь 1941 года) афганское руководство пресекло деятельность германских агентов. Во 2-й мировой войне Афганистан по традиции придерживался политики нейтралитета.

В годы войны Афганистан переживал серьёзные экономические трудности в силу нарушения мировых хозяйственных связей. Ухудшение экономического положения вызвало недовольство пуштунских племён, поднявших антиправительственное восстание. В этих условиях премьер-министр Хашим-хан в 1946 году ушёл в отставку, а правительство возглавил другой дядя короля, Махмудшах. Новый кабинет провозгласил курс на либерализацию общественно-политической жизни. При нём проводились свободные выборы в парламент (действовал в 1949-52).

В конце 1940-х - начало 1950-х годов в Афганистане возникли оппозиционные группировки «Виш зальмиян» («Пробудившаяся молодёжь»), «Ватан» («Родина») и «Нида-йе хальк» («Голос народа»), требовавшие демократизации политической системы и проведения социально-экономических реформ. Ведущую роль в них играли мелкие и средние предприниматели, афганская интеллигенция. Консервативные же силы афганского общества (вожди племён, религиозные лидеры) в обстановке афгано-пакистанских противоречий (с 1947) предпочли поддержать двоюродного брата короля генерал-лейтенанта Мухаммеда Дауда, который руководил правительством с 1953 года.

Правительство М. Дауда (1953-63) провозгласило в Афганистане политику «руководимой экономики». На протяжении 1950—1960-х годов в её рамках были учреждены государственные организации в области внешней торговли, установлен государственный контроль над промышленными предприятиями и банками, введено планирование экономического развития, созданы условия для концентрации и централизации национального капитала. Существенную роль в экономической жизни Афганистана в 1950—1960-х годах сыграла внешняя политика правительства М. Дауда, который после безуспешных попыток получить военную и экономическую помощь от США обратился к СССР. Советско-афганские соглашения об экономическом (1955) и культурном (I960) сотрудничестве сделали СССР ведущим партнёром Афганистана во внешнем мире. Однако в условиях «холодной войны» афганское руководство проводило политику неприсоединения к военно-политическим блокам и подталкивало США и страны Западной Европы к экономическому соперничеству с советским влиянием в Афганистане.

М. Дауд провёл в Афганистане ряд реформ в общественной сфере, в частности отменил обязательное ношение покрывала женщинами. Однако деятельность оппозиции была сведена на нет силовыми мерами и регулярно подавлялась. В 1963 году М. Дауд был отправлен в отставку. В 1964 году в Афганистане была принята новая конституция. На её основе происходила постепенная либерализация общественно-политической жизни («демократический эксперимент»): выходила частная пресса, функционировали политические партии, проводились выборы (1965, 1969). В 1965 году была создана Народно-демократическая партия Афганистана (НДПА), провозгласившая курс на строительство социализма. В 1967 году она раскололась на две фракции - радикальную («Хальк») и либеральную («Парчам»).

Конец 1960-х годов ознаменовался обострением внутриполитических проблем Афганистана и всё более отчётливой идейной поляризацией — от исламского фундаментализма до крайне левых взглядов. Нерешённой оставалась проблема политического самоопределения  восточных пуштунских племён, проживавших к югу и юго-востоку от «линии Дюранда» и оказавшихся после раздела Британской Индии (1947) в пределах Пакистана. Афгано-пакистанские конфликты, нестабильность состава правительств, авторитарные политические шаги короля привели в начале 1970-х годов ко всеобщему политическому кризису, усугубившемуся засухой 1971-72 годов. В этих условиях в Афганистане произошёл государственный переворот во главе с бывшим премьер-министром М. Даудом (17.7.1973). Монархия была упразднена, а страна объявлена республикой.

Афганистан при республиканских режимах (1973—92). Переворот М. Дауда был поддержан военными и гражданскими активистами НДПА (фракция «Парчам»). Ряд её сторонников принял участие в создании республиканских органов государственного управления. Однако на протяжении 1970-х годов стиль руководства М. Дауда становился всё более консервативным и авторитарным. Постепенный отказ режима от социалистических идей и удаление левых политиков с государственных постов были закреплены в новой конституции (принята в феврале 1977 года), закрепившей почти неограниченную власть президента. Заметным элементом внешней политики Афганистана стало отдаление от СССР. М. Дауд активизировал переговоры с Пакистаном по пуштунской проблеме, а также расширил и укрепил отношения Афганистана с Ираном и странами Персидского залива, обещавшими афганскому правительству крупную финансовую помощь.

В 1977 году силы афганский оппозиции - «Хальк» и «Парчам» - при содействии СССР объединили свои силы против режима М. Дауда. После года политических убийств, антиправительственных демонстраций и арестов оппозиции армейские офицеры левых взглядов 27.4.1978 привели к власти НДПА во главе с её лидером Н. М. Тараки (смотри Апрельская революция 1978 года). Страна была провозглашена Демократической Республикой Афганистан (ДРА). Новый режим был активно поддержан советским руководством, вскоре заключившим с Афганистаном Договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве (5.12.1978). В 1978-79 годах режим НДПА провёл серию радикальных социально-экономических реформ, подрывавших традиционные хозяйственные устои афганцев, что вызвало недовольство широких слоев населения. Ситуация в стране вскоре усугубилась новым расколом в НДПА. Радикально-экстремистская фракция НДПА («Хальк») во главе с Х. Амином, опираясь на военные круги, фактически отстранила от власти либеральное крыло партии - «Парчам», руководимое Б. Кармалем. Политика массовых чисток и репрессий в НДПА и в стране в целом последовательно проводилась после назначения Х. Амина на пост главы правительства (март 1979 года). Убийство Н. М. Тараки в сентябре 1979 года позволило Х. Амину взять на себя ключевые полномочия в партии и правительстве Афганистана. Летом - осенью 1979 года вооруженное сопротивление режиму НДПА приняло форму стихийных массовых выступлений, как в Кабуле, так и в отдалённых провинциях страны.

В этих условиях СССР осуществил вооруженное вторжение в Афганистан (25.12.1979), целью которого было объявлено «оказание содействия афганскому народу в отражении внешней вооружённой агрессии» (смотри Афганский конфликт 1979-1989). Режим Х. Амина был ликвидирован (27.12.1979). У власти был поставлен Б. Кармаль, совместивший посты главы правительства и генерального секретаря НДПА.

В 1-й половине 1980-х годов попытки правительства Б. Кармаля построить в Афганистане «социализм советского образца» оказались неудачными. Такой политике противостояла широкая исламская оппозиция, получившая поддержку не только большей части населения, но и стран Запада во главе с США и их союзников в регионе. Сопротивление режиму НДПА приняло форму широкомасштабной гражданской войны. Страну покинуло более 5 миллион беженцев.

С приходом бывшего руководителя спецслужб А. Наджибуллы на пост генерального секретаря НДПА (май 1986) началась разработка мер по национальному примирению и либерализация общественно-политической и экономической жизни страны. Наджибулла был избран президентом Республики Афганистан, провозглашённой согласно новой конституции (1987). Однако призывы лидера НДПА к компромиссу не встретили положительного ответа у лидеров сопротивления, а его реформы не смогли вывести страну из военно-политического тупика. Укрепление военно-технического потенциала вооруженной оппозиции, а также дипломатическое давление стран Запада и процессы демократизации, происходившие в СССР, поставили советское и афганское руководство перед необходимостью переговоров с противниками режима. На протяжении 1980-х годов такие переговоры велись под эгидой ООН между министрами иностранных дел Афганистана и Пакистана. В конце 1980-х годов была выработана формула афганского урегулирования - вывод советских войск в обмен на прекращение поставок оружия моджахедам. Соглашение по урегулированию было подписано 14.4.1988, а вывод советских войск завершился 15.2.1989. В начале 1990-х годов руководством страны предпринимались значительные усилия по достижению компромисса с временным правительством моджахедов, действовавшим в Пакистане. С 1.1.1992 СССР и США прекратили поставки оружия обеим сторонам, а в апреле 1992 года отряды оппозиции без боя заняли Кабул. Страна была провозглашена Исламским Государством Афганистан. Власть перешла в руки лидеров моджахедов. Президентом стал С. Моджаддиди, которого в том же году сменил Б. Раббани.

Переходное Исламское Государство Афганистан. Вскоре в Афганистане развернулась ожесточённая вооруженная борьба за власть между вождями моджахедов. В условиях, когда правительство контролировало лишь столичный регион, полевые командиры разделили власть в провинциях. В 1990-х годах усилилась политико-административная дезинтеграция Афганистана. В ряде областей возникли очаги региональной и даже локальной власти. Произвол, насилие, бандитизм, межэтнические конфликты стали массовым явлением. Экономика страны оказалась в состоянии хаоса и стагнации.

В середине 1990-х годов на политической арене Афганистана появилось движение «Талибан» (молодые исламские радикалы, получившие подготовку в пакистанских медресе). В 1994 году формирования «Талибан» захватили Кандагар, а в 1996 - Кабул, провозгласив занятую ими территорию Исламским Эмиратом Афганистан во главе с муллой Омаром. Им противостоял Северный альянс (коалиция различных этнических сил во главе с Ахмад-шахом Масудом). Лидеры «Талибан» установили на контролируемых ими территориях жёсткий теократический режим, навязав населению ограничения в общественно-политической жизни в рамках проповедовавшегося ими «чистого ислама». Обычной политической практикой режима «Талибан» стали массовое нарушение прав человека, поощрение наркобизнеса, геноцид национальных меньшинств. Начиная с 1996 года территория Афганистана использовалась Усамой бен Ладеном и его организацией «Аль-Каида» в качестве базы для подготовки насильственных действий против «неверных». В конце 1990-х годов Афганистан фактически был превращён в очаг международной террористической деятельности.

Убийство лидера антиталибских сил Ахмад-шаха Масуда (9.9.2001) и массовые теракты в США (11.9.2001), в организации которых был обвинён У. бен Ладен, вызвали резкую антиафганскую реакцию государств Запада. В результате военной операции, проведённой в конце 2001 года силами антитеррористической коалиции во главе с США, режим талибов в Афганистане был ликвидирован. В декабре 2001 года на конференции ведущих политических сил Афганистана в Бонне была сформирована Временная администрация Афганистана во главе с Хамидом Карзаем, которая провозгласила основной целью восстановление мира в стране и создание демократического общества. В июне 2002 года на заседании Чрезвычайной Лоя джирги было сформировано Переходное правительство Афганистана, а Х. Карзай избран главой государства и кабинета министров. В январе 2004 года была принята новая конституция Афганистана, провозгласившая гражданские права и свободы. В октябре 2004 года президентом Афганистана был избран Х. Карзай. В страну вернулось более 3 миллион беженцев, однако процесс восстановления Афганистана проходит крайне медленно. Остатки отрядов «Талибан» ведут вооруженную борьбу против правительства Х. Карзая и сил международной антитеррористической коалиции. Территория Афганистана активно используется для производства наркотических средств с последующим вывозом их за рубеж. Власть в провинциях фактически принадлежит полевым командирам моджахедов, которые лишь номинально подчиняются центральному правительству.

Лит.: Кази Атаулла-хан. История пуштунов. Пешавар, 1947-1960. Т. 1-4 (на языке пушту); Рейснер И. М. Развитие феодализма и образование государства у афганцев. М., 1954; Риштия Сеид Касем. Афганистан в XIX веке М., 1958; Массой В. М., Ромодин В.А. История Афганистана. М., 1964-1965. Т. 1-2; Gregorian V. The emergence of modern Afghanistan. Stanford, 1969; Ромодин В. А. Афганистан во второй пол. XIX - начале XX века М., 1990; Roy О. Afghanistan: from holy war to civil war. Princeton, 1995; Rubin В.R. The search for peace in Afghanistan: from buffer state to failed state. New Haven, 1995; Rasliid А. Taliban: Islam, oil and the new great game in central Asia. L., 2002; Босин Ю.В. Афганистан: полиэтническое общество и государственная власть в историческом контексте. М., 2002.

В. Г. Коргун.

Хозяйство

АФГАНИСТАНАфганистан - одна из беднейших аграрных стран мира, сильно зависит от иностранной помощи и транзитной торговли. Военные действия, не прекращавшиеся с 1979 года, практически полностью разрушили экономику; сказываются также последствия засухи 1998-2002 годов. За чертой бедности живёт 23% населения (2002). Единственной процветающей отраслью за годы войны и нестабильности стало производство опийного мака (по некоторым оценкам, обеспечивает до 1/3 ВВП). В январе 2002 года в Токио прошла конференция стран-доноров по восстановлению Афганистана (участвовали представители 61 страны, включая Россию, США и страны ЕС, а также ООН, Всемирного банка, МВФ, Организации Исламской конференции и ряда других организаций), на которой была разработана программа оказания помощи (4,5 миллиарда долларов до 2006 года). В результате наметились некоторые позитивные тенденции в развитии экономики, в особенности аграрного сектора. На ближайшие годы поставлены две основные задачи: побудить крестьян отказаться от выращивания опийного мака и произвести разведку месторождений нефти и газа в северных районах страны.

ВВП составляет 20 миллиардов долларов (700 долларов на душу населения; 2003). 60% ВВП создаётся в сельском хозяйстве, 20% - в промышленности, 20% - в сфере услуг. Безработных - около 30% населения, ещё 30% населения относится к частично занятым. Подавляющая часть экономически активного населения занята в сельском хозяйстве (около 80%). Внешний долг Афганистана превышает 8,5 миллиард долларов (2004), значительная его часть приходится на Россию.

Промышленность. С 1967 года разрабатывается крупное газовое месторождение Джаркудук на севере страны (около г. Шибирган). В 1980-х годах газ в основном экспортировался в СССР, в начале 21 века полностью потребляется внутри страны, обеспечивая внутренние потребности. Ведётся также добыча угля (месторождение Дара-Юсуф), нефти (Ангот), каменной соли (близ г. Талукан), лазурита (Сари-Санг), строительных материалов (табл. 2).

АФГАНИСТАНОснову энергетики Афганистана составляет гидроэнергетика: на ГЭС вырабатывается 84% всей электроэнергии, на ТЭС - 16% (2002). Наиболее значительные ГЭС сооружены на реке Кабул (Наглу и Суробай) и на реке Гильменд (Каджакай). Крупнейшая ТЭС (работает на природном газе) расположена в Мазари-Шарифе.

Создание обрабатывающей промышленности в Афганистане началось в 1930-х годах: были построены хлопчатобумажная фабрика в Пули-Хумри, сахарный завод в Баглане, шерстоткацкая фабрика в Кандагаре. В пятилетних планах экономического развития (с 1956) упор делался на развитие в первую очередь государственного сектора; были введены в действие хлебокомбинат, домостроительный комбинат, асфальтобетонный и авторемонтный заводы в Кабуле, цементные заводы в Джабаль-ус-Сирадже и Пули-Хумри, завод азотных удобрений в Мазари-Шарифе и др. В конце 1960-х - начале 1970-х годов начали действовать новые предприятия пищевой, текстильной и медицинской промышленности. За годы войны большинство промышленных предприятий были разрушены или прекратили работу. В начале 21 века продолжают действовать предприятия по производству тканей (Кабул, Кандагар, Мазари-Шариф), мыла и лекарств (Кабул), мебели, обуви, минеральных удобрений (Мазари-Шариф) и цемента (Гори, Джабусарг) (табл. 3). Развито ручное производство ковров (преимущественно на севере страны).

Сельское хозяйство. Экономика Афганистана традиционно базируется на сельском хозяйстве, в котором преобладают мелкие крестьянские хозяйства. Общая площадь сельскохозяйственных угодий, включая пастбища, составляет около 62% территории страны, доля пахотных земель - 16%. Пахотные земли преимущественно заняты зерновыми культурами, которые возделывают на высоте до 2700 м. Сбор (2003;  тысяч тонн) пшеницы - 2686, ячменя - 345, кукурузы - 298. На равнинах и в предгорьях выращивают рис (388  тысяч тонн в 2003). Наиболее плодородные участки земель расположены мозаично: на севере - в долинах притоков Амударьи, на востоке - в долинах рек Кабул, Логар, Сароби и Лагман, в центральной части - в Среднеафганских горах, на юге - в вилаяте Гильменд, на западе — в вилаяте Герат. Выращивают также сахарную свёклу, хлопчатник, масличные и сахарный тростник. Развиты садоводство (абрикосы, персики, груши, сливы, вишня, гранаты, цитрусовые), виноградарство, бахчеводство; выращивают миндаль и грецкий орех. В 1980-х годах орошалось около половины пахотных земель (существовали подземные водосборные галереи с колодцами, а также система арыков, питавшихся от рек и подземных источников). Значительная часть ирригационных сооружений пострадала в ходе военных действий, возделывание полей стало опасным из-за мин. В 1980-90-х годах ведущей товарной культурой стал опийный мак, Афганистан превратился в главного мирового поставщика опиума (1670 тонн в 1999 году, оценка).

Животноводством, преимущественно разведением овец (8,8 миллион голов, в том числе каракульской породы, на севере страны) и коз (6 миллион голов; 2003), заняты в основном кочевые племена. Зимой стада выпасают на равнинах, летом - на горных (на высоте от 1000 до 3500 м) пастбищах. Разводят также (тысяч голов; 2003) крупный рогатый скот (зебу и буйволов; 2600), ослов (920), верблюдов (290), лошадей (104).

АФГАНИСТАНТранспорт и связь. Железных дорог практически нет - проложены ветки длиной 9,6 км от Кушки (Туркмения) до Торгунди и 15 км от Термеза (Узбекистан) до Хайратана (её намечено продлить до Мазари-Шарифа). Длина автодорог 21 тысяча км, в том числе с твёрдым покрытием 2,8 тысяч км (1999). За период военных действий состояние автодорог ухудшилось, ремонт практически не проводился. Обычным является использование гужевого транспорта (верблюдов, лошадей, ослов). Особое значение имеет кольцевая трасса Кабул - Кандагар - Герат - Меймене - Мазари-Шариф - Хульм - Кабул, соединяющая важнейшие города страны. Единственная судоходная река - Амударья. Главные речные порты - Хайратан и Шерхан. В Афганистане проложены два нефтепровода: из Туркмении в Шинданд и из Узбекистана в Баграм (оба бездействуют). Длина газопроводов 387 км. 10 аэродромов с твёрдым покрытием, международный аэропорт в Кабуле, 5 аэродромов для вертолётов (2004).

Внешние экономические связи. Общая стоимость легального экспорта Афганистана - 98 миллион долларов, импорт превысил 1 миллиард долларов (2002). Главные статьи экспорта - фрукты, орехи, ковры, шерсть, хлопок, выделанные и невыделанные шкуры животных, драгоценные и полудрагоценные камни. Главные страны-импортёры: Пакистан (28,6%), Индия (27,6%), Финляндия (6,1%), Бельгия (5,1%), Германия (5,1%), Россия (4,1%) и США (4,1%). Ввозятся средства производства, продукты питания, текстильные изделия, нефтепродукты и др., в основном из Пакистана (24,3%), Южной Кореи (14%), Японии (9,1%), США (8,7%), Германии (5,7%), Кении (5,6%).

Иностранный туризм активно развивался с конца 1960-х годов до Афганского конфликта 1979-89 (в 1978 Афганистан посетило более 100 тысяч иностранных туристов).

Лит.: Пуляркин В. А. Афганистан. Экономическая география. М., 1965; Афганистан сегодня: Справочник. Душ., 1988; Мусульманские страны у границ СНГ (Афганистан, Пакистан, Иран, Турция - современное состояние и перспективы). М., 2002; Palka Е.J. Afghanistan. Guilford, 2004.

А. И. Воропаев.

Здравоохранение. Спорт

На 100 тысяч жителей приходится 11 врачей (1 врач на 9091 жителей), 18 лиц среднего медицинского персонала (к 2000). Общие расходы на здравоохранение составляют 1% ВВП (2001). Заболеваемость дифтерией составила 854 случая, корью - 2486, коклюшем - 1439 (2000).

Издревле в стране культивировались и пользовались популярностью конный спорт, стрельба из лука, фехтование на палках, толкание камней и тому подобное. Олимпийский комитет признан МОК в 1936 году. Спортсмены принимают участие в Олимпийских играх с 1936 года. Наиболее развитые и массовые виды спорта: борьба, лёгкая атлетика, футбол, хоккей на траве.

В. С. Нечаев (здравоохранение).

Образование

АФГАНИСТАНСистема образования Афганистана была полностью разрушена в годы многолетней гражданской войны и правления «Талибана». В 2002 году начальное образование (по приблизительным оценкам) имели 39% мужчин и 3% женщин. 1,5 миллиона детей школьного возраста были лишены возможности учиться. Более 70% школьных зданий были разрушены; из 5 тысяч школ свыше 3,5 тысяч нуждались в ремонте. В 2002 году был подготовлен чрезвычайный план восстановления системы образования Афганистана «Снова в школу», рассчитанный на 2 года. В том же году возобновил занятия Кабульский университет (основан в 1932 году). В 2003 году в Афганистане на 5,5 миллионов детей школьного возраста приходилось 7563 школы; работали 92 тысяч учителей.

СМИ

Система СМИ в Афганистане, практически разрушенная во время правления талибов, с 2001 года проходит процесс восстановления. В стране действуют (2004) государственное телевидение, радиовещание и информационное агентство. Кроме того, функционируют 3 независимые радиовещательные компании (включая наиболее влиятельную - «Радио Кабул»), частная телевизионная компания и частное информационное агентство «Афган Исламик Пресс». Издаётся более 260 газет и других периодических изданий.

Литература

Литература Афганистана развивается на двух языках - пушту и дари. Литература на пушту бытует также на части территории Пакистана, литература на дари является наследницей персидской классической литературной традиции (смотри Иран, раздел Литература). Из ранних сохранившихся памятников пуштунской литературы - «Кадастровая книга» шейха Мали (15 век). К 16 веку относится творчество Баязида Ансары, основателя секты рогианытов. Расцвет классической литературы на пушту приходится на 17-18 века, когда сложились 4 основные поэтические школы: «рошанийская» (призывавшая к борьбе против завоевателей и окрашенная идеологией суфизма), Хушхаль-хана Хаттака (исповедовавшая национально-освободительные идеи и использовавшая светские формы поэзии), Абдуррахмана Моманда (разрабатывавшая суфийские темы) и Абдулхамида Моманда (отличавшаяся усложнённостью художественных образов и поэтической речи).

В 19 веке в связи с политической консолидацией народов Афганистана формируется двуязычная литература Афганистана на дари и пушту (творчество поэтов-панегиристов Кабули Васири, Таршизи Шахаба, А. Фаиза Мухаммада; эпических поэтов А. Гулама Мухаммада, Х. Кашмири, эмира Абдуррахмана, поэтессы А. Дурани, поэтов Р. Бадахши, Я. Мухлиса). В начале 20 века зарождается современная литература Афганистана, связанная с просветительными тенденциями (Махмуд-бек Тарзи, Г. М. Афган, Дави Абдулхади, М. Салих). В 1936 году язык пушту был объявлен вторым государственным языком наряду с дари. В 1937 году создаётся Афганская академия языка и литературы. Осваиваются новые прозаические жанры, в частности повесть (произведения С. М. Аламшахи, Мираминуддина Ансари, Г. М. Жвандая - на дари; Б. Кушкаки и К. М. Рафика - на пушту).

АФГАНИСТАНВ литературе Афганистана 2-й половины 20 века преобладала социальная проблематика (поэзия Ульфата Гуль Пачы и А. Бенава, очерки К. Хадима и С. Риштина, художественная проза Н.М. Тараки, Мухаммаддина Жвака, Абдуллы Бахтани). Приверженность традиционным мотивам сохраняют Абдулхак Бетаб, Х. Халилы (на языке дари), Дж. Г. Джейлани, Ш. Маджрух, М. С. Псарлай (на языке пушту); современные формы осваивают С. Лаик (на языках пушту и дари), Ш. Барик (на языке дари). В современной прозе формируются новые направления: романтическое (А. Пажвак и Г. Г. Хайбари), а затем и реалистическое (Г. Х. Фаал, Ф.А. Парвана, Н. Хатир, И. Хейр, Р. Рахим, А. Хабиб, К. Мазхари). После прихода к власти режима НДПА был создан Союз писателей Афганистана (1980), его официальным органом стал журнал «Жвандун» («Жизнь»). К этому времени относится творчество прозаиков А. Усмана (Кузагара), А. Р. Зярьяба, Афганпура Амина, А. Каргара, 3. Анзора, Б. Баджаурая, Хабиба Кадира, И. Атайи. В поэзии классические традиции продолжали Н. Хафиз, Н. Тахури, А. Такор, А. Хазан. К новым поэтическим приёмам и жанрам обращались В. Бахтари, Л. Назими, С. К. Туфани, А. Наиби, Ф. Фарда. Темы социальной борьбы, революционный пафос характерны для поэзии Д. Паиджшери.

Война последней четверти 20 века привела к эмиграции значительной часть афганских литераторов. Яркими представителями пуштунской литературы за рубежом являются романист С. Шпун, поэты А. Джахани, П. М. Караван, С. Сиддики, М. Парвин Файз-зада.

Лит.: Гирс Г.Ф. Современная художественная проза на пушту в Афганистане. М., 1958; Герасимова А., Гирс Г. Литература Афганистана. М., 1962; Кушев В.В. Афганская рукописная книга. М., 1980; Герасимова А. С. Литература Афганистана на языке пушту. М., 1986; Хабиб А. Литература дари. Кабул, 1987 (на языке дари); Асоев Х. Формирование жанровой системы прозы Афганистана на языке дари. Душ., 1988; Маннанов А. М. У истоков афганской классической литературы. Таш., 1994; Рухи М. С. История литературы пушту: В 2 т. Пешавар, 1999 (на язык пушту); Пелевин М. С. Хушхал-хан Хаттак (1613—1689). Начало афганской национальной поэзии. СПб., 2001.

А. С. Герасимова.

Архитектура и изобразительное искусство

Мавзолей-мечеть Ходжа Абу Наср Парса в Балхе. Кон. 15 в.Художественная культура народов древнего и средневекового Афганистана развивалась в тесной взаимосвязи с культурами народов Средней Азии, Индии, Ирана. Территория Северного Афганистана, как часть Бактрии и Тохаристана, составляла единую историко-культурную область с южными районами Средней Азии; территория к югу от Гиндукуша была теснее связана Индостаном. В конце 4-го - 3-м тысячелетии до нашей эры в Южном Афганистане возникли раннеземледельческие поселения (Мундигак) с постройками из сырца, расписной керамикой и глиняными фигурками животных и женщин - богинь плодородия; со 2-го тысячелетия до нашей эры с ростом этих поселений возводились оборонительные стены и монументальные сооружения (здание с сомкнутыми полуколоннами - «гофрами» на фасаде в Мундигаке).

В оазисах Северного Афганистана во 2-м тысячелетии до нашей эры поселения также обносились стенами и включали монументальные здания («круглый храм» и «дворец» в Дашлы-3), украшенные пилястрами, в отдельных помещениях - алебастровой мозаикой с растительным узором; в поселениях и могильниках обнаружены медные и бронзовые печати с геометрическими мотивами, реже с прорезными изображениями крылатой богини и животных, металлические булавки со скульптурными навершиями в виде протом (передняя часть фигуры) баранов и голов быка с лицом человека и др. По стилю искусство Афганистана 4 - 2-го тысячелетия до нашей эры входит в ареал художественных культур Древнего Ближнего Востока, но включает элементы культуры Хараппы. К периоду Ахеменидов (6-4 века до нашей эры) относятся открытые археологами в поселениях Северного Афганистана монументальные сооружения (круглый в плане «храм» Кутлуг-Тепе, «летний» и «зимний» дворцы в Алтын-10), развивающие древне-бактрийскую традицию, а также основную часть изделий так называемого Амударышского клада. В период Греко-Бактрийского царства (250-140 годы до нашей эры) в Северном Афганистане сложилась одна из школ эллинистического искусства (наиболее значительные памятники найдены в Ай-Хануме). Первыми веками до нашей эры - первыми веками нашей эры датируются богатые захоронения вождей кочевых племён (Тилля-Тепе, Северный Афганистан), где найдено около 20 тысяч ювелирных изделий (золото, вставки из бирюзы, сердолика, лазурита и др.), изобразительные и орнаментальные формы которых свидетельствуют об усвоении местными мастерами древних ближневосточных, индийских, дальневосточных, степных (смотри Звериный стиль) и античных традиций.

В эпоху Кушанского царства (1-4 века) в Афганистане широко распространился буддизм. Многочисленные произведения буддийской скульптуры из Бамиана, декоративно-прикладного искусства из раскопок Хадды, Баграма, Фундукистана - памятники искусства Гандхары, которое развивалось на юго-востоке страны. В Северном Афганистане был создан архитектурный ансамбль Сурхкоталь, связанный с династийным культом. Сохранились многочисленные памятники буддийского культового зодчества 1-8 века и связанные с ним произведения монументальной скульптуры, живописи, орнаментального декора. Наземные монастыри (близ Балха, Кундуза, в Хадде), как и другие постройки, возводились из сырца и пахсы, реже из камня, имели внутренние дворы с массивной ступой и помещения с балочными или сводчатыми покрытиями; с 3-4 века появились купола па тромпах. В Бамиане сложился пещерный монастырь, в росписях и стуковом декоре которого заметно влияние искусства Индии и Ирана.

После арабских завоеваний (7-8 века) и распространения ислама искусство Афганистана развивалось в русле художественной культуры мусульманских стран. Среди выдающихся памятников средневекового зодчества: купольная мечеть Ну-Гумбед в Балхе (10 век); дворцовый комплекс Лашкари-Базар резиденции Газневидов и Гуридов в Бусте (11-12 века); звездчатые в плане мемориальные башни и дворец Масуда III в Газни; ступенчатый, круглый в плане минарет в селе Джам (между 1153 и 1202); Соборная мечеть и ансамбль Мусалла в Герате.

В средневековом искусстве Афганистана, обогащённом постоянными контактами с государствами Средней Азии, Ираном, отчасти Индией, сложились самобытные школы. Наиболее значительная школа декоративного и изобразительного искусства сформировалась в Герате (художественная обработка металла, ковроткачество, резьба по дереву и др.). С начала 15 века здесь работала придворная библиотека-мастерская (китабхане), с которой связано развитие гератской школы миниатюры, творчество К. Бехзада, его наиболее известного ученика Касима Али и других знаменитых миниатюристов, каллиграфов и орнаменталистов. Тонкая цветовая гармония, отточенный линеарный рисунок, виртуозная каллиграфия и изысканная орнаментика гератских рукописей оказали большое влияние на иранских, среднеазиатских и индийский мастеров рукописной книги. В начале 16 века ведущая роль в художественной жизни Афганистана перешла к Кабулу как резиденции Бабура - основателя династии Великих Моголов. С середины 18 века значительное строительство велось в Кандагаре (8-гранный купольный мавзолей Ахмад-шаха Дуррани). Народная архитектура в Афганистане 18-20 века по типу близка жилым постройкам Средней Азии и Пакистана, во многих районах распространены купольные дома.

Новый этап в развитии архитектуры и изобразительного искусства начался с конца 1920-х годов, когда под руководством французского архитектора А. Годара был разработан проект застройки новых районов Кабула. В становлении афганской архитектуры принимали участие мастера других стран, в том числе и российские. С конца 1970-х годов велось интенсивное строительство жилых и общественных зданий, школ, детских садов, гидротехнических сооружений. По генплану 1978 года в Кабуле были построены Телецентр, госпиталь, комплекс зданий Медицинского института. В отдельных монументальных сооружениях 1-й половины — середины 20 века наряду с современными архитектурными формами и новыми материалами (стекло, бетон) использовались традиционные (колонна Абидайи Майванд в Кабуле с декором из голубых изразцов и чёрного мрамора, архитектор Исматулла Серадж, 1950-е годы). В изобразительном искусстве Афганистана важную роль сыграли основанная в Кабуле в 1921 году Школа изобразительного и прикладного искусства и ремёсел, которую возглавлял Абдулгафур Брешна, и творчество его учеников и последователей — Гаусуддина, Хайр Мухаммеда, Вафа и др. В 1950-60-х годах афганские художники участвовали в международных художественных выставках. После 1978 года интенсивно развивались разнообразные формы агитационного (плакат, газетно-журнальная графика) и самодеятельного искусства. С 1989 года в живописи стало популярным направление, связанное с возрождением традиций гератской миниатюры. В декоративном оформлении мечетей и общественных зданий преобладают флоральные мотивы.

В период правления талибов ряд ценнейших памятников искусства на территории Афганистана был разрушен (Бамиан и др.). В современном искусстве большое место продолжают занимать традиционные виды ремёсел (гератское стеклоделие, пуштунские расписные лаковые изделия, ювелирное дело и др.), а ковроткачество остаётся важной статьёй афганского экспорта.

Лит.: Пугаченкова Г. А. Искусство Афганистана. М., 1963; The archaeology of Afghanistan: from earliest times to the Timurid period. L., 1978; Hallet St. J., Samizay R. Traditional architecture of Afghanistan. N. Y.; L., 1980; Klinkott М. Islamische Baukunst in Afghanisch-Slstan. В., 1982.

Музыка

небесные арфисткиМузыкальная культура в древности была связана с ахеменидскими, бактрийскими, кушанскими, сасанидскими традициями. Известно о существовании в первые века нашей эры зороастрийских культовых песнопений. В буддийских культовых центрах Бамиане и Хадде сохранялись изображения музыкантов. Значительное воздействие на музыкальную  культуру оказал ислам (это проявилось, в частности, в традиционно низком общественном статусе музыканта и танцора). С 15 века, с перемещением центра музыкальной  культуры Тимуридов из Самарканда в Герат, складывается классическое музыкальное  искусство, объединившее традиции арабской (основанной на системе макамов) и индийской (основанной на принципе раги) музыки; зарождается ориентированная на него теория музыки (так, в Герате жил А. Джами, автор «Трактата о музыке», 2-я половина 15 века; музыке посвящены части трактата «Дастарнама» - «Книга о чалме» Х. Хаттака, 1665). Расцвет классической музыки в Афганистане пришёлся на 17-19 века.

Музыкальная культура современного Афганистана, в силу этнической, языковой, религиозной и социокультурной неоднородности населения, представляет собой сложное явление. Веками музыка развивалась в тесном взаимодействии с арабо-иранской, индийской, среднеазиатской культурами, и до начала 21 века южные области Афганистана сохраняли близость к музыке Пакистана, западные - Ирана, северные - Таджикистана и Узбекистана. Самостоятельными традициями обладают пуштуны, белуджи, таджики, нуристанцы, туркмены, памирцы, разные кочевые племена. Культовая музыка связана с традициями нормативного ислама и суфийских братств; в центральных районах Афганистана у хазарейцев бытуют специфические жанры, связанные с шиизмом. Фольклор представлен трудовыми песнями (исполняются во время рытья арыков, сбора урожая, заготовки дров в горах, работы на мельнице) и ансамблевой инструментальной музыкой; музыкой обрядов - календарных, врачевательных, свадебных (специфичны плач невесты бабулала; песня, исполняемая при окрашивании рук невесты хной); женским домашним музицированием; шуточными песнями лаба («игра»). Музыкой сопровождаются перегоны караванов, представления заклинателей змей. Широко распространён вокальный жанр ландый (известен с 8-9 века, на языке пушту, в 2 текстовых разновидностях: женские любовно-лирические песни базми и мужские воинственные разми). Популярно искусство ашугов и думов, исполняющих дастаны, эпические песни, исторические баллады, песни-дуэты багатый и нимакый. Классическую музыку представляют бухарский цикл Шашмакома, стиль кхайяль, пение газелей, касыд, мухаммасов. Среди многих традиционных инструментов: струнные - лютневидные щипковые танбур, рубоб, ситар, дутар, дамбура, смычковые гиджак, саринда, архаическая дуговая арфа (так называемая кафирская), цимбалы сантур, чанг; духовые - най, туйдук, сурнай, кошнай, карнай, волынка бинбаджа; ударные - мембранофоны дойра, даф, двухсторонний барабан дхол.

На рубеже 19-20 века, с проникновением в Афганистан европейских инструментов (фортепиано, мандолина, аккордеон, так называемая индийская гармоника) и других элементов европейской музыкальной  культуры, наметились новые тенденции. Начали развиваться формы музыкального  театра, широко распространились городские песенные стили (всенародной популярностью пользовались певцы Сараханг, Я. Косими, Нашенас, А. Зоир, Хафизулла Хьяль), были организованы разного рода исполнительские коллективы: Оркестр национальных инструментов Кабульского радио (1946), Эстрадный оркестр (1961), ансамбль песни и танца «Наргис». Среди исполнителей на традиционных инструментах - Мухаммед Омар (рубоб), Абдулмаджид (танбур), М. Н. Мазари (гиджак), М. Хуссейн (сурнай). С 1978 года проводились фестивали искусств народов Афганистана, был создан Союз деятелей искусств (с музыкальной  секцией, 1980). Многие афганские музыканты обучались в СССР. После 1992 года все виды развлекательной музыки были запрещены; ряд музыкантов покинули страну (например, эмигрировала в США знаменитая классическая певица Махваш). В 2000-х годах начался процесс возрождения религиозной и фольклорной музыки.

Лит.: Беляев В. Афганская народная музыка. М., 1960; Slobin М. Music in the culture of northern Afghanistan. Tucson, 1976; Исторические песни пуштунов. М., 1984; Рустамзаде Д. Некоторые вопросы афганской музыкальной культуры // Традиции музыкальных культур народов Ближнего, Среднего Востока и современность. М., 1987; Иноземцев И. Хушхал-хан Хаттак о мусульманской музыке // Суфизм в контексте мусульманской культуры. М., 1989; Sakata Н. L. Music in the mind: the concepts of music and musician in Afghanistan. Wash., 2002.

В. Н. Юнусова.

Кино

осамаПервый афганский фильм - «Подобно орлу» Ф. М. Хаерзаде (1963, производство совместно с Индией); зарубежные фильмы демонстрировали в кинотеатрах уже с 1915 года. В 1968 году основана киностудия «Афганфильм», где снимались как документальные («Афганистан в развитии», 1969; «Секрет счастья», 1970), так и игровые фильмы («Временщики», 1970, «Наказ матери», 1973, оба - режиссёр А. Х. Алиль; «Трудные дни» В. Латифи, «Рабиа-Балхи» М. Надири, оба — 1974; «Статуи смеются», 1976, режиссёр Шафик). Попытка модернизации киноиндустрии Афганистана была предпринята после так называемой Апрельской революции 1978 года («Жаркое лето в Кабуле» узбекский режиссёр А. И. Хамраева при участии Латифи, 1983, совместно с киностудией «Мосфильм»). Афганские студенты получали образование во ВГИКе, а полнометражные игровые фильмы создавались в основном на киностудиях СССР. После свержения режима талибов (2001) поддержка международной творческой интеллигенции способствует формированию собственно афганского кинопроизводства («Осама» С.Бармака, 2002, премия Международного кинофестиваля в Канне).

К. Э. Разлогов.