Аэрофинишер

АЭРОФИНИШЕР, устройство для торможения самолёта при посадке на палубу авианесущего корабля. Основными узлами аэрофинишера являются расположенный под полётной палубой тормозной механизм и тросовая система, состоящая из 2 соединённых между собой тросов - приёмного и тормозного. Основой тормозного механизма обычно является гидроцилиндр, к плунжеру которого крепится подвижная обойма блоков полиспаста с кратностью до 20. Гидроцилиндр создаёт тормозное усилие, которое через тормозной трос, огибающий блоки полиспаста, передаётся совершающему посадку самолёту. Известны аэрофинишеры, в которых тормозной трос наматывается на барабаны, оснащённые фрикционными или гидравлическими тормозами.

При посадке на палубу авианосца самолёт в момент касания палубы специальным крюком (под хвостовой частью фюзеляжа) захватывает приёмный трос (натянутый на высота 80-150 мм над палубой) и вытягивает соединённый с ним основной трос, преодолевая тормозное усилие гидроцилиндра, многократно увеличенное полиспастом, вплоть до полной остановки самолёта. Аэрофинишеры способны останавливать самолёты массой до 30 тонн при посадочной скорости до 250 км/ч. Тормозной путь составляет около 100 м, время затормаживания 2-2,5 с, максимальная отрицательная перегрузка при этом может достигать 4,5g (g ≈ 9,8 м/с2). Тормозное усилие автоматически регулируется селектором массы принимаемого самолёта, обеспечивающим независимость тормозного пути от массы совершающего посадку самолёта. Управление аэрофинишером осуществляется с расположенного на палубе пульта управления. В целях повышения безопасности посадки на кораблях устанавливают несколько аэрофинишеров (обычно 4) с расстоянием между приёмными тросами 10-12 м.

К.  В. Захаров.