Аффектов теория

АФФЕКТОВ ТЕОРИЯ, распространённая в 17-18 веках в Европе музыкально-эстетическая концепция, согласно которой музыка, с одной стороны, призвана возбуждать в человеке различные аффекты (то есть определённые эмоциональные состояния), а с другой - сама изображает их. Считалось, что музыкальное  сочинение (либо часть циклического сочинения) не должно выходить за рамки одного аффекта, демонстрируя лишь его оттенки. Передача конкретных аффектов подразумевает использование типизированных средств музыкальной  выразительности. Истоки аффектов теории - в античной музыкальной  эстетике (в частности, в теории этоса). Возникновение её было следствием распространения в 1-й половине 17 века рационализма в философии. Согласно Р. Декарту («Компендий музыки», 1618 год), цель музыки - «доставлять нам наслаждение и возбуждать в нас разнообразные аффекты». А. Кирхер (1650 год) указал 8 основных аффектов, которые способна вызвать в человеке музыка: желание, печаль, отвага, восторг, умеренность, гнев, величие и святость. Немецкие теоретики 18 века (И. Маттезон, Ф. В. Марпург и др.), выделяя значительно большее число возможных аффектов, рассматривали их главным образом как характеристики содержания музыки. Будучи тесно связана с риторикой музыкальной (в том числе с учением о музыкально-риторических фигурах), в 18 веке аффектов теория сблизилась с теорией подражания. Со 2-й половины 18 века постепенно утратила влияние на музыкальную  теорию и практику. Многие музыкальные  термины, обозначавшие аффекты, со временем превратились в темповые (смотри Темп) вне связи с эмоциональным характером.

Лит.: Музыкальная эстетика Западной Европы XVII-XVI1I века М., 1971; Шестаков В. П. От этоса к аффекту. История музыкальной эстетики от античности до XVIII век М., 1975.

Ю. С. Бочаров.